Предложения КАО от 4.12.2018г. по внесению изменений в законодательство и НПА в сфере пассажирских автобусных перевозок

Предложения КАО по внесению изменений

в законодательство и НПА в сфере пассажирских

автобусных перевозок

Сравнительная таблица по внесению изменений

в законодательство и НПА

п/п

Структурный элемент

Действующая редакция

Предлагаемая редакция

Обоснование

1

2

3

4

5

Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК

1

В ст.177, пункт 2, дополнить подпунктом 15) в следующей редакции:

Отсутствует.

15) реализация услуги без системы учёта, контроля сбора и получения доходов.

Конкретизация нелегальной услуги.

2

Ввести ст 191-1 в следующей редакции:

Отсутствует.

191-1) Реализацией услуги без системы учёта сбора наличных денег и контроля получения доходов является отсутствие у субъекта предпринимательства полного учёта сбора и контроля получения доходов, который может ввести потребителя в заблуждение в отношении качества предоставляемых услуг и позволяет возможность сокрытия доходов и получить неправомерное преимущество в конкуренций и материальной выгоды.

Конкретизация нелегальной услуги.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1095 «Об утверждении перечня видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами, более 50% акций, которых принадлежат государству и аффилированных с ними лицами»

3

Раздел 2

Виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами, находящимися в коммунальной собственности, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированными с ними лицами

п/п №11 - Перевозки автобусами. Код ОКЭД - 49311

Исключить вид деятельности«Перевозки автобусами», Код ОКЭД – 49311, из п/п 11 раздела «Виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами, находящимися в коммунальной собственности, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированными с ними лицами».

С целью исключения коллизии с требованиями Предпринимательского

Кодекса РК (глава 17 статьи 192) и обеспечения добросовестной конкуренции в рыночной среде.

Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.ПЕРЕЧЕНЬ разрешений первой категории (лицензий)

4

Строка с порядковым номером 75, графу 2 изложить в следующей редакции

Графа 2. Наименование лицензии и вида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии :

Лицензия на право занятия деятельностью по нерегулярной перевозке пассажиров автобусами, микроавтобусами в междугородном межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) и международном сообщениях, а также регулярной перевозке пассажиров автобусами, микроавтобусами в международном сообщении

Графа 2. Наименование лицензии и вида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии :

Лицензия на право перевозки пассажиров в сфере автотранспорта.

Для ликвидации выдачи на местах «универсальной» лицензии и упорядочения деятельности нелегальных пассажирских перевозчиков.

5

Строка с порядковым номером 75, графу 3 изложить в следующей редакции

Графа 3. Наименование подвида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии

(пустая, не заполненная)

Графа 3.

Нерегулярные перевозки пассажиров автобусами, микроавтобусами межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) сообщениях.

Графа 3

Нерегулярные перевозки пассажиров автобусами, микроавтобусами межобластном внутриреспубликанском сообщениях.

Графа 3

Нерегулярные перевозки пассажиров автобусами, микроавтобусами в международном сообщении.

Из-за пропуска в заполнении графы 3 в пункте 75, на местах выдается лицензия на все подвиды деятельности по перевозке пассажиров автобусами и микроавтобусами.

Лицензию на нерегулярные перевозки пассажиров в зависимости от класса автобусов нужно выдать отдельно:

- на межрайонные;

-на межобластные;

-на международные

6

Строка с порядковым номером 75, графу 4 изложить в следующей редакции

Графа 4.

(отсутствует)

Графа 4.

Марка, модель и гос. номерной знак автобуса, микроавтобуса.

Фамилия, имя, отчество, ИИН водителя.

Из-за отсутствия данной графы техническое состояние автобусов остается вне контроля уполномоченных органов. Фактически лицензия дает «разрешение» на любые перевозки по своему усмотрению.

Причём как правило перевозчики-арендаторы не имеют в собственности технической базы для ТО и ремонта автобусов и систему предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей.

Закон Республики Казахстан «О дорожном движении».

7

Пункт 3) статьи 11

удалить.

Компетенция уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций

Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций:

. . .

3) разрабатывает порядок организации и осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, занятыми на нерегулярных перевозках пассажиров и багажа, деятельности по обеспечению безопасности перевозки пассажиров и багажа;

Компетенция уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций

Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций:

. . .

В связи с целесообразностью возврата функций в Комитет транспорта МИР РК, так как МВД РК не обеспечен соответствующим штатом, не обладает соответствующим оборудованием. Данная функция по исполнению присуща только транспортной инспекции.

8

Дополнение в пункт 3, ст.28.

3). Обеспечение безопасности дорожного движения в автотранспортных предприятиях и субъектах, деятельность которых связана с эксплуатацией автотранспортных средств могут осуществлять специализированные организации по БДД, владеющие материально-технической базой в праве собственности и в иных законных основаниях.

3). Обеспечение безопасности дорожного движения в автотранспортных предприятиях и субъектах, деятельность которых связана с эксплуатацией автотранспортных средств могут осуществлять специализированные организации по БДД, владеющие материально-технической базой в праве собственности и в иных законных основаниях.

3-1) проводит обязательные инструктажи по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий и нарушений с водителями в соответствии с Правилами проведения инструктажей по управлению транспортным средством в различных дорожных и климатических условиях:

- Инструктаж по эксплуатации транспортных средств в осенне-зимний период;

- Инструктаж по эксплуатации транспортных средств в весенне-летний период;

- Инструктаж по управлению автомобиля в условиях гололедицы;

- Инструктаж по управлению автомобиля в тёмное время суток;

- Инструктаж по управлению автомобиля в условиях плохой видимости;

- Инструктаж по управлению автобусом в городском цикле;

- Инструктаж по обеспечению безопасной высадки и посадки пассажиров на остановочных пунктах

- Инструктаж по особенностяммассовой перевозки детей

- Инструктаж по особенностям проезда через железнодорожные переезды

- Инструктаж по особенностям движения автобусов в местах скопления пешеходов

Профилактика и предупреждение дорожно-транспортных происшествий и нарушений.

Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 476-II «Об автомобильном транспорте».

9

Статья 1. Пункт 8)

8) автомобильный перевозчик (далее – перевозчик) – физическое или юридическое лицо, владеющее автотранспортными средствами на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений за плату или по найму;

Автобусный перевозчик – юридическое лицо, получившее соответствующее разрешение на перевозку пассажиров и багажа, использующий автобус или микроавтобус в праве собственности или на иных законных основаниях.

Грузовой автомобильный перевозчик – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, использующее автотранспортное средство на праве собственности или на иных законных основаниях для осуществления перевозки грузов и почтовых отправлений.

Автомобильный перевозчик такси - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, использующееавтотранспортное средство на праве собственности или на иных законных основаниях для осуществления перевозкипассажиров и багажа путем уведомления.

Существующее определение одновременно подходит и для собственника автобуса, который передал его в аренду победителю конкурса,и для арендатора-перевозчика - победителя конкурса на обслуживание регулярного маршрута.

Кроме того, доступ к осуществлению перевозок для разных их видов (грузовой, автобусный, таксомоторный) различен, поэтому необходимо разделение определений по видам перевозок.

10

Ст.1 дополнить пунктом 8-1)

Отсутствует

Перевозчик, обслуживающий регулярные городские маршруты (далее – предприятие-перевозчик) – это юридическое лицо, владеющее автотранспортными средствами и производственно-технической базой на праве собственности.

Данный пункт приостановит передачу выигранных маршрутов третьей стороне, привлекаемый транспорт индивидуальных предпринимателей будет состоять в собственности юридического лица на основе договора, водители - в штате предприятия-перевозчика.

11

Дополнить статью 13 новым пунктом 23-19)

Отсутствует

23-19) разрабатывает порядок организации и осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, занятыми на нерегулярных перевозках пассажиров и багажа, деятельности по обеспечению безопасности перевозки пассажиров и багажа;

В связи с передачей функции из МВД РК в МИР РК.

См. п.7 Сравнительной таблицы.

12

Ст.14. п.1. п/п 5

Определяют перечень социально значимых сообщений

Определяют перечень внутриобластных социально значимых сообщений

Маслихаты областей должны определять перечень социально значимых сообщений, связывающий областной центр с населенными пунктами области.

13

Статья 14. Пункт 3. Дополнить подпунктом

5-3)

Отсутствует

5-3) определяют перечень социально значимых сообщений;

Местные исполнительные органы районов, городов областного значения согласно 5) осуществляют субсидирование убытков перевозчиков при осуществлении социально значимых перевозок пассажиров на городских (сельских), пригородных и внутрирайонных сообщениях; Значит необходимо определять социально значимые сообщения.

14

Ст. 14 дополнить новым пунктом

Пункт 2.1

Местные представительные органы районов, городов областного значения:

1).Определяют перечень городских (сельских) социально значимых сообщений;

2).Утверждают комплексные схемы развития пассажирского транспорта и проекты организаций дорожного движения в пределах своей компетенций;

Определение перечня городских (сельских) социально значимых сообщений, а также схема развития пассажирского транспорта и организация дорожного движения должны быть в компетенций маслихатов районов и городов.

15

П.3 Ст.14 дополнить новым подпунктом

Подпункт 7

7) Разрабатывают комплексную схему развития пассажирского транспорта и проекты организации дорожного движения;

Разработку схемы развития пассажирского транспорта и организацию дорожного движения должны вести МИО районов и городов областного значения.

16

Дополнить пункт 2 статьи 18

2. Обязательному страхованию также подлежит гражданско-правовая ответственность перевозчика перед пассажирамиза вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу при совершении поездок на автотранспортных средствах, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа.

2.Обязательному страхованиютакже подлежит гражданско-правовая ответственность владельца транспортных средств и перевозчика перед пассажирами, (победившего в конкурсе на обслуживания регулярных маршрутов и получившими свидетельство на право обслуживания на основании договоров, заключаемых между перевозчиками и соответствующими исполнительными органами), за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу при совершении поездок на автотранспортных средствах, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа

При привлечении перевозчиками собственников автобусов к перевозкам перевозчики не берут ГПО перед пассажирами на себя. Это приводит к снижению уровня безопасности и качества перевозок.

17

Пункт 2 Ст.19

Тариф на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городском (сельском) сообщениях устанавливается местным исполнительным органом единым для всех маршрутов

Тариф на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городском (сельском) сообщениях устанавливается местным исполнительным органом единым для всех маршрутов не реже одного раза в год

При ежегодном установлении тарифа в законном порядке МИО районов и городов областного значения вопросы сбора расчетных данных тарифа, внесения изменений в перечень социально значимых сообщений, определения объема субсидии на следующий календарный год будут происходит планомерно.

18

Пункт 5 Ст.19

Тарифы, устанавливаемые в соответствии с пунктами 2-4 настоящей статьи, подлежат согласованию с местным представительным органом.

Тарифы, устанавливаемые в соответствии с пунктами 2-4 настоящей статьи, подлежат согласованию с местным представительным органом, с целью определения суммы субсидирования убытков перевозчика по социально значимым маршрутам.

Конкретизировать, для чего необходимо указанное согласование.

19

Дополнить пункт 2 статьи 21

2. Регулярные автомобильные перевозкипассажиров и багажа, за исключением международных, осуществляются перевозчиками, победившими в конкурсе на право обслуживания маршрутов указанных перевозок пассажиров и багажа и получившими свидетельство на право их обслуживания на основании договоров, заключаемых между перевозчиками и соответствующими местными исполнительными органами либо уполномоченными организациями.

2. Регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, за исключением международных, осуществляются перевозчиками, победившими в конкурсе на право обслуживания маршрутов указанных перевозок пассажиров и багажа и получившими свидетельство на право их обслуживания на основании договоров, заключаемых между перевозчиками и соответствующими местными исполнительными органами либо уполномоченными организациями.

Запрещается осуществление регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа физическими лицами (индивидуальными предпринимателями).

Это требование направлено на отсечение предпринимателей, использующих лазейки в законодательстве и привлекающих собственников автобусов на перевозки. При этом эти собственники АТС не осуществляют предсменный техосмотр и медосмотр, техническое обслуживание, в погоне за доходами не соблюдают ПДД, устраивая гонки между автобусами, не соблюдают расписания движения и т.д. Все это отрицательно сказывается на безопасности и качестве перевозок.

20

Дополнить статьей 47.1

Отсутствует

Статья 47-1. Ответственность пассажира за неоплаченный проезд. За неоплаченный проезд при входе в транспортное средство до первого остановочного пункта при отсутствии сотрудников полиции и при наличии электронной оплаты у контролера. Контролер имеет право наложить штраф на пассажира и за неоплаченный багаж в размере 0,5 МРП тенге (МИО самостоятельно устанавливают размер штрафа) в пользу контролирующей организации.

Практика показывает, что невозможно полиции заниматься пассажирами из-за большого количества пассажиров в больших городах при отсутствии кондукторов.

Также, поручение Главы государства обеспечить эффективное использованиесредств, направленные на Программу цифровизации.

21

В статье 21, дополнитьпункт 5-1 с следующей редакции

Отсутствует

5-1)5-1.Перевозчики, осуществляющие автомобильные перевозки пассажиров и багажа, обязаны обеспечить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителейи замену водителей в случае их недопуска к управлению автотранспортными средствами.

Повышение ответственности перевозчика, выигравшего конкурс на право обслуживания маршрута.

22

В статье 21,

пункт 7 изложить в следую-щей редакции

Не допускается передача права обслуживания маршрута (маршрутов) третьей стороне;

Запрещается передача права обслуживания маршрута (маршрутов) третьей стороне;

Повышение ответственности перевозчика, выигравшего конкурс на право обслуживания маршрута.

23

В статье 22,

пункт 2, подпункт 6 изложить в следую-щей редакции

6) обеспечить продажу проездных документов (билетов) и багажных квитанций при осуществлении регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа на всех остановочных пунктах маршрута - самостоятельно либо через пассажирские агентства, автовокзалы, автостанции, и (или) пункты обслуживания пассажиров, в том числе электронную продажу проездных документов (билетов) и багажных квитанций;

6) обеспечить учёт и продажу проездных документов (билетов) и продажу багажных квитанций, а также контроль сбора и получения доходов при осуществлении регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа на всех остановочных пунктах маршрута самостоятельно либо через пассажирские агентства, автовокзалы, автостанции, и (или) пункты обслуживания пассажиров, в том числе электронную продажу проездных документов (билетов) и багажных квитанций;

Повышение ответственности перевозчика, выигравшего конкурс на право обслуживания маршрута.

24

В статье 43,

пункт 4, изложить в следую-щей редакции

4. Запрещается при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении перевозка пассажиров между пунктами на территории Республики Казахстан.

4.Запрещается при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении перевозка пассажиров между пунктами на территории Республики Казахстан, за исключением перевозки пассажиров и багажа отечественными перевозчиками между населенными пунктами области Республики Казахстан, через которую осуществляется выезд в иностранное государство или в которую осуществляется въезд из иностранного государства.

Данная норма создаст удобства пассажирам при перемещении между населенными пунктами, расположенными в приграничной области, а также охват данных населенных пунктов автобусными сообщениями.

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 547 «Об утверждении Правил технической эксплуатации автотранспортных средств»

25

В пункт 16 внести следующие изменения

16. Предрейсовый (предсменный) технический осмотр автотранспортных средств, используемых при выполнении автомобильных перевозок пассажиров, багажа, осуществляется перевозчиками самостоятельно на постах ТО (при наличии производственно-технической базы) либо на станциях технического обслуживания, перед выпуском их на линию (отправлением в рейс).

16. Предрейсовый (предсменный) технический осмотр автотранспортных средств, используемых при выполнении автомобильных перевозок пассажиров, багажа, осуществляется перевозчиками самостоятельно на контрольно-техническом пункте (КТП) либо на постах ТО (при наличии производственно-технической базы) либо на станциях технического обслуживания, перед выпуском их на линию (отправлением в рейс).

Перевозчик обустраивает КТП в соответствии с требованиями, отраженными в Типовом положении о Контрольно-техническом пункте (Приложение 5 к Правилам технической эксплуатации автотранспортных средств).

В целях повышения безопасности перевозок и организации полноценного предрейсового/предсменного технического осмотра автотранспортных средств.

Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от «____» _________ 2018 года №______ «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 349. «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом».

26

В параграфе 1, пункт 4, дополнить подпунктом 7-1) в следующей редакции:

Отсутствует.

7-1) билетно-учётный лист - документ строгой отчетности, по которому производится учёт и продажа проездных документов (билетов) и контроль сбора и получения доходов;

Разъяснение.

27

В параграфе 1, дополнить пунктом 12-1) в следующей редакции:

Отсутствует.

12-1. При формировании маршрутной сети регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом местные исполнительные органы организуют пункты для создания санитарно-гигиенических условий, горячего питания и кратковременного отдыха водителей и кондукторов во время отстоя автобусов на конечных пунктах.

О создании условий для работы и отдыха водителей и кондукторов автобусов.

28

В параграфе 1 дополнить пунктом 9-1

Отсутствует.

9-1. Запрещается использование автобусов (микроавтобусов) со сроком эксплуатации свыше 12 лет на маршрутах в регулярном сообщении (с 01.01.2021 г.) и свыше 15 лет в нерегулярном сообщении (с 01.01.2023 г.).

В целях повышения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

29

В параграфе 2, дополнить пунктом 23-1) в следующей редакции:

Отсутствует.

23-1. При осуществлении регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа перевозчик обеспечивает учёт и продажу проездных документов (билетов), а также контроль сбора наличной выручки и получения доходов.

Конкретизация требований при оказании услуг.

30

В параграфе 2, дополнить пунктом 23-2) в следующей редакции:

Отсутствует.

23-2. Регулярные городские (сельские) и пригородные автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по билетно-учётной системе и контролю сбора наличной выручки и получения доходов, утвержденные уполномоченной организацией (комитет государственных доходов).

Конкретизация требований при оказании услуг.

31

Дополнить Параграф 3-1 в следующей редакции:

Отсутствует.

Параграф 3-1. Порядок осуществления контроля сбора и получения доходов регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа

Конкретизация требований при оказании услуг.

32

В параграфе 3-1, дополнить пунктом 26-1) в следующей редакции:

Отсутствует.

26-1. Сбор и контроль получения доходов регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа осуществляется билетно-учётным листом и обеспечивается системой контроля сбора наличной выручки и получения доходов.

Конкретизация требований при оказании услуг.

33

В параграфе 3-1, дополнить пунктом 26-2) в следующей редакции:

Отсутствует.

26-2. Порядок осуществления контроля сбора и получения доходов пр

Новости

все новости
— 14 апреля 2023, пятница
В 2022 году КАО выполнил исследовательскую работу по саморегулированию в области пассажирского автотранспорта. В работе освещены вопросы законодательных основ саморегулирования в Казахстане, проблемы перевода отрасли на принципы саморегулирования, проблемы создания саморегулируемых организаций (СРО), даны пути решения и рекомендации госорганам и бизнесу по переходу на СРО.
подробнее
— 29 декабря 2021, среда
Жаңа жылыңызбен! С Новым годом!
подробнее