Предложения КАО от 4.12.2018г. по внесению изменений в законодательство и НПА в сфере пассажирских автобусных перевозок
Предложения КАО по внесению изменений
в законодательство и НПА в сфере пассажирских
автобусных перевозок
Сравнительная таблица по внесению изменений
в законодательство и НПА
п/п |
Структурный элемент |
Действующая редакция |
Предлагаемая редакция |
Обоснование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Предпринимательский Кодекс Республики Казахстан 29 октября 2015 года № 375-V ЗРК
|
||||
1 |
В ст.177, пункт 2, дополнить подпунктом 15) в следующей редакции: |
Отсутствует. |
15) реализация услуги без системы учёта, контроля сбора и получения доходов.
|
Конкретизация нелегальной услуги. |
2 |
Ввести ст 191-1 в следующей редакции:
|
Отсутствует. |
191-1) Реализацией услуги без системы учёта сбора наличных денег и контроля получения доходов является отсутствие у субъекта предпринимательства полного учёта сбора и контроля получения доходов, который может ввести потребителя в заблуждение в отношении качества предоставляемых услуг и позволяет возможность сокрытия доходов и получить неправомерное преимущество в конкуренций и материальной выгоды. |
Конкретизация нелегальной услуги. |
Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1095 «Об утверждении перечня видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами, более 50% акций, которых принадлежат государству и аффилированных с ними лицами»
|
||||
3 |
Раздел 2 |
Виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами, находящимися в коммунальной собственности, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированными с ними лицами п/п №11 - Перевозки автобусами. Код ОКЭД - 49311 |
Исключить вид деятельности«Перевозки автобусами», Код ОКЭД – 49311, из п/п 11 раздела «Виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами, находящимися в коммунальной собственности, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированными с ними лицами». |
С целью исключения коллизии с требованиями Предпринимательского Кодекса РК (глава 17 статьи 192) и обеспечения добросовестной конкуренции в рыночной среде. |
Закон Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях» ПРИЛОЖЕНИЕ 1.ПЕРЕЧЕНЬ разрешений первой категории (лицензий)
|
||||
4 |
Строка с порядковым номером 75, графу 2 изложить в следующей редакции |
Графа 2. Наименование лицензии и вида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии : Лицензия на право занятия деятельностью по нерегулярной перевозке пассажиров автобусами, микроавтобусами в междугородном межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) и международном сообщениях, а также регулярной перевозке пассажиров автобусами, микроавтобусами в международном сообщении |
Графа 2. Наименование лицензии и вида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии : Лицензия на право перевозки пассажиров в сфере автотранспорта. |
Для ликвидации выдачи на местах «универсальной» лицензии и упорядочения деятельности нелегальных пассажирских перевозчиков. |
5 |
Строка с порядковым номером 75, графу 3 изложить в следующей редакции
|
Графа 3. Наименование подвида деятельности, для осуществления которой требуется наличие лицензии (пустая, не заполненная)
|
Графа 3. Нерегулярные перевозки пассажиров автобусами, микроавтобусами межобластном, межрайонном (междугородном внутриобластном) сообщениях.
Графа 3 Нерегулярные перевозки пассажиров автобусами, микроавтобусами межобластном внутриреспубликанском сообщениях.
Графа 3 Нерегулярные перевозки пассажиров автобусами, микроавтобусами в международном сообщении.
|
Из-за пропуска в заполнении графы 3 в пункте 75, на местах выдается лицензия на все подвиды деятельности по перевозке пассажиров автобусами и микроавтобусами. Лицензию на нерегулярные перевозки пассажиров в зависимости от класса автобусов нужно выдать отдельно: - на межрайонные; -на межобластные; -на международные |
6 |
Строка с порядковым номером 75, графу 4 изложить в следующей редакции
|
Графа 4. (отсутствует)
|
Графа 4. Марка, модель и гос. номерной знак автобуса, микроавтобуса. Фамилия, имя, отчество, ИИН водителя.
|
Из-за отсутствия данной графы техническое состояние автобусов остается вне контроля уполномоченных органов. Фактически лицензия дает «разрешение» на любые перевозки по своему усмотрению. Причём как правило перевозчики-арендаторы не имеют в собственности технической базы для ТО и ремонта автобусов и систему предрейсового и послерейсового медицинского контроля водителей.
|
Закон Республики Казахстан «О дорожном движении».
|
||||
7 |
Пункт 3) статьи 11 удалить. |
Компетенция уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций: . . . 3) разрабатывает порядок организации и осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, занятыми на нерегулярных перевозках пассажиров и багажа, деятельности по обеспечению безопасности перевозки пассажиров и багажа;
|
Компетенция уполномоченного органа в области транспорта и коммуникаций Уполномоченный орган в области транспорта и коммуникаций: . . .
|
В связи с целесообразностью возврата функций в Комитет транспорта МИР РК, так как МВД РК не обеспечен соответствующим штатом, не обладает соответствующим оборудованием. Данная функция по исполнению присуща только транспортной инспекции. |
8 |
Дополнение в пункт 3, ст.28.
|
3). Обеспечение безопасности дорожного движения в автотранспортных предприятиях и субъектах, деятельность которых связана с эксплуатацией автотранспортных средств могут осуществлять специализированные организации по БДД, владеющие материально-технической базой в праве собственности и в иных законных основаниях.
|
3). Обеспечение безопасности дорожного движения в автотранспортных предприятиях и субъектах, деятельность которых связана с эксплуатацией автотранспортных средств могут осуществлять специализированные организации по БДД, владеющие материально-технической базой в праве собственности и в иных законных основаниях. 3-1) проводит обязательные инструктажи по профилактике и предупреждению дорожно-транспортных происшествий и нарушений с водителями в соответствии с Правилами проведения инструктажей по управлению транспортным средством в различных дорожных и климатических условиях: - Инструктаж по эксплуатации транспортных средств в осенне-зимний период; - Инструктаж по эксплуатации транспортных средств в весенне-летний период; - Инструктаж по управлению автомобиля в условиях гололедицы; - Инструктаж по управлению автомобиля в тёмное время суток; - Инструктаж по управлению автомобиля в условиях плохой видимости; - Инструктаж по управлению автобусом в городском цикле; - Инструктаж по обеспечению безопасной высадки и посадки пассажиров на остановочных пунктах - Инструктаж по особенностяммассовой перевозки детей - Инструктаж по особенностям проезда через железнодорожные переезды - Инструктаж по особенностям движения автобусов в местах скопления пешеходов
|
Профилактика и предупреждение дорожно-транспортных происшествий и нарушений. |
Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года № 476-II «Об автомобильном транспорте».
|
||||
9 |
Статья 1. Пункт 8) |
8) автомобильный перевозчик (далее – перевозчик) – физическое или юридическое лицо, владеющее автотранспортными средствами на праве собственности или на иных законных основаниях, предоставляющее услуги по перевозке пассажиров, багажа, грузов и почтовых отправлений за плату или по найму; |
Автобусный перевозчик – юридическое лицо, получившее соответствующее разрешение на перевозку пассажиров и багажа, использующий автобус или микроавтобус в праве собственности или на иных законных основаниях. Грузовой автомобильный перевозчик – индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, использующее автотранспортное средство на праве собственности или на иных законных основаниях для осуществления перевозки грузов и почтовых отправлений. Автомобильный перевозчик такси - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, использующееавтотранспортное средство на праве собственности или на иных законных основаниях для осуществления перевозкипассажиров и багажа путем уведомления. |
Существующее определение одновременно подходит и для собственника автобуса, который передал его в аренду победителю конкурса,и для арендатора-перевозчика - победителя конкурса на обслуживание регулярного маршрута. Кроме того, доступ к осуществлению перевозок для разных их видов (грузовой, автобусный, таксомоторный) различен, поэтому необходимо разделение определений по видам перевозок. |
10 |
Ст.1 дополнить пунктом 8-1) |
Отсутствует |
Перевозчик, обслуживающий регулярные городские маршруты (далее – предприятие-перевозчик) – это юридическое лицо, владеющее автотранспортными средствами и производственно-технической базой на праве собственности. |
Данный пункт приостановит передачу выигранных маршрутов третьей стороне, привлекаемый транспорт индивидуальных предпринимателей будет состоять в собственности юридического лица на основе договора, водители - в штате предприятия-перевозчика. |
11 |
Дополнить статью 13 новым пунктом 23-19) |
Отсутствует |
23-19) разрабатывает порядок организации и осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, занятыми на нерегулярных перевозках пассажиров и багажа, деятельности по обеспечению безопасности перевозки пассажиров и багажа; |
В связи с передачей функции из МВД РК в МИР РК. См. п.7 Сравнительной таблицы. |
12 |
Ст.14. п.1. п/п 5
|
Определяют перечень социально значимых сообщений |
Определяют перечень внутриобластных социально значимых сообщений |
Маслихаты областей должны определять перечень социально значимых сообщений, связывающий областной центр с населенными пунктами области. |
13 |
Статья 14. Пункт 3. Дополнить подпунктом 5-3) |
Отсутствует |
5-3) определяют перечень социально значимых сообщений; |
Местные исполнительные органы районов, городов областного значения согласно 5) осуществляют субсидирование убытков перевозчиков при осуществлении социально значимых перевозок пассажиров на городских (сельских), пригородных и внутрирайонных сообщениях; Значит необходимо определять социально значимые сообщения. |
14 |
Ст. 14 дополнить новым пунктом
|
Пункт 2.1 |
Местные представительные органы районов, городов областного значения: 1).Определяют перечень городских (сельских) социально значимых сообщений; 2).Утверждают комплексные схемы развития пассажирского транспорта и проекты организаций дорожного движения в пределах своей компетенций; |
Определение перечня городских (сельских) социально значимых сообщений, а также схема развития пассажирского транспорта и организация дорожного движения должны быть в компетенций маслихатов районов и городов. |
15 |
П.3 Ст.14 дополнить новым подпунктом |
Подпункт 7 |
7) Разрабатывают комплексную схему развития пассажирского транспорта и проекты организации дорожного движения; |
Разработку схемы развития пассажирского транспорта и организацию дорожного движения должны вести МИО районов и городов областного значения. |
16 |
Дополнить пункт 2 статьи 18
|
2. Обязательному страхованию также подлежит гражданско-правовая ответственность перевозчика перед пассажирамиза вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу при совершении поездок на автотранспортных средствах, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа. |
2.Обязательному страхованиютакже подлежит гражданско-правовая ответственность владельца транспортных средств и перевозчика перед пассажирами, (победившего в конкурсе на обслуживания регулярных маршрутов и получившими свидетельство на право обслуживания на основании договоров, заключаемых между перевозчиками и соответствующими исполнительными органами), за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу при совершении поездок на автотранспортных средствах, используемых для осуществления перевозок пассажиров и багажа
|
При привлечении перевозчиками собственников автобусов к перевозкам перевозчики не берут ГПО перед пассажирами на себя. Это приводит к снижению уровня безопасности и качества перевозок. |
17 |
Пункт 2 Ст.19
|
Тариф на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городском (сельском) сообщениях устанавливается местным исполнительным органом единым для всех маршрутов |
Тариф на регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа в городском (сельском) сообщениях устанавливается местным исполнительным органом единым для всех маршрутов не реже одного раза в год |
При ежегодном установлении тарифа в законном порядке МИО районов и городов областного значения вопросы сбора расчетных данных тарифа, внесения изменений в перечень социально значимых сообщений, определения объема субсидии на следующий календарный год будут происходит планомерно. |
18 |
Пункт 5 Ст.19 |
Тарифы, устанавливаемые в соответствии с пунктами 2-4 настоящей статьи, подлежат согласованию с местным представительным органом. |
Тарифы, устанавливаемые в соответствии с пунктами 2-4 настоящей статьи, подлежат согласованию с местным представительным органом, с целью определения суммы субсидирования убытков перевозчика по социально значимым маршрутам. |
Конкретизировать, для чего необходимо указанное согласование. |
19 |
Дополнить пункт 2 статьи 21 |
2. Регулярные автомобильные перевозкипассажиров и багажа, за исключением международных, осуществляются перевозчиками, победившими в конкурсе на право обслуживания маршрутов указанных перевозок пассажиров и багажа и получившими свидетельство на право их обслуживания на основании договоров, заключаемых между перевозчиками и соответствующими местными исполнительными органами либо уполномоченными организациями.
|
2. Регулярные автомобильные перевозки пассажиров и багажа, за исключением международных, осуществляются перевозчиками, победившими в конкурсе на право обслуживания маршрутов указанных перевозок пассажиров и багажа и получившими свидетельство на право их обслуживания на основании договоров, заключаемых между перевозчиками и соответствующими местными исполнительными органами либо уполномоченными организациями. Запрещается осуществление регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа физическими лицами (индивидуальными предпринимателями).
|
Это требование направлено на отсечение предпринимателей, использующих лазейки в законодательстве и привлекающих собственников автобусов на перевозки. При этом эти собственники АТС не осуществляют предсменный техосмотр и медосмотр, техническое обслуживание, в погоне за доходами не соблюдают ПДД, устраивая гонки между автобусами, не соблюдают расписания движения и т.д. Все это отрицательно сказывается на безопасности и качестве перевозок. |
20 |
Дополнить статьей 47.1
|
Отсутствует |
Статья 47-1. Ответственность пассажира за неоплаченный проезд. За неоплаченный проезд при входе в транспортное средство до первого остановочного пункта при отсутствии сотрудников полиции и при наличии электронной оплаты у контролера. Контролер имеет право наложить штраф на пассажира и за неоплаченный багаж в размере 0,5 МРП тенге (МИО самостоятельно устанавливают размер штрафа) в пользу контролирующей организации. |
Практика показывает, что невозможно полиции заниматься пассажирами из-за большого количества пассажиров в больших городах при отсутствии кондукторов. Также, поручение Главы государства обеспечить эффективное использованиесредств, направленные на Программу цифровизации. |
21 |
В статье 21, дополнитьпункт 5-1 с следующей редакции |
Отсутствует |
5-1)5-1.Перевозчики, осуществляющие автомобильные перевозки пассажиров и багажа, обязаны обеспечить предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр водителейи замену водителей в случае их недопуска к управлению автотранспортными средствами. |
Повышение ответственности перевозчика, выигравшего конкурс на право обслуживания маршрута.
|
22 |
В статье 21, пункт 7 изложить в следую-щей редакции |
Не допускается передача права обслуживания маршрута (маршрутов) третьей стороне; |
Запрещается передача права обслуживания маршрута (маршрутов) третьей стороне; |
Повышение ответственности перевозчика, выигравшего конкурс на право обслуживания маршрута. |
23 |
В статье 22, пункт 2, подпункт 6 изложить в следую-щей редакции |
6) обеспечить продажу проездных документов (билетов) и багажных квитанций при осуществлении регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа на всех остановочных пунктах маршрута - самостоятельно либо через пассажирские агентства, автовокзалы, автостанции, и (или) пункты обслуживания пассажиров, в том числе электронную продажу проездных документов (билетов) и багажных квитанций; |
6) обеспечить учёт и продажу проездных документов (билетов) и продажу багажных квитанций, а также контроль сбора и получения доходов при осуществлении регулярных автомобильных перевозок пассажиров и багажа на всех остановочных пунктах маршрута самостоятельно либо через пассажирские агентства, автовокзалы, автостанции, и (или) пункты обслуживания пассажиров, в том числе электронную продажу проездных документов (билетов) и багажных квитанций; |
Повышение ответственности перевозчика, выигравшего конкурс на право обслуживания маршрута. |
24 |
В статье 43, пункт 4, изложить в следую-щей редакции |
4. Запрещается при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении перевозка пассажиров между пунктами на территории Республики Казахстан.
|
4.Запрещается при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в международном сообщении перевозка пассажиров между пунктами на территории Республики Казахстан, за исключением перевозки пассажиров и багажа отечественными перевозчиками между населенными пунктами области Республики Казахстан, через которую осуществляется выезд в иностранное государство или в которую осуществляется въезд из иностранного государства.
|
Данная норма создаст удобства пассажирам при перемещении между населенными пунктами, расположенными в приграничной области, а также охват данных населенных пунктов автобусными сообщениями. |
Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 547 «Об утверждении Правил технической эксплуатации автотранспортных средств»
|
||||
25 |
В пункт 16 внести следующие изменения |
16. Предрейсовый (предсменный) технический осмотр автотранспортных средств, используемых при выполнении автомобильных перевозок пассажиров, багажа, осуществляется перевозчиками самостоятельно на постах ТО (при наличии производственно-технической базы) либо на станциях технического обслуживания, перед выпуском их на линию (отправлением в рейс). |
16. Предрейсовый (предсменный) технический осмотр автотранспортных средств, используемых при выполнении автомобильных перевозок пассажиров, багажа, осуществляется перевозчиками самостоятельно на контрольно-техническом пункте (КТП) либо на постах ТО (при наличии производственно-технической базы) либо на станциях технического обслуживания, перед выпуском их на линию (отправлением в рейс). Перевозчик обустраивает КТП в соответствии с требованиями, отраженными в Типовом положении о Контрольно-техническом пункте (Приложение 5 к Правилам технической эксплуатации автотранспортных средств). |
В целях повышения безопасности перевозок и организации полноценного предрейсового/предсменного технического осмотра автотранспортных средств. |
Приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от «____» _________ 2018 года №______ «О внесении изменений в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 26 марта 2015 года № 349. «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом».
|
||||
26 |
В параграфе 1, пункт 4, дополнить подпунктом 7-1) в следующей редакции:
|
Отсутствует. |
7-1) билетно-учётный лист - документ строгой отчетности, по которому производится учёт и продажа проездных документов (билетов) и контроль сбора и получения доходов;
|
Разъяснение. |
27 |
В параграфе 1, дополнить пунктом 12-1) в следующей редакции:
|
Отсутствует. |
12-1. При формировании маршрутной сети регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом местные исполнительные органы организуют пункты для создания санитарно-гигиенических условий, горячего питания и кратковременного отдыха водителей и кондукторов во время отстоя автобусов на конечных пунктах. |
О создании условий для работы и отдыха водителей и кондукторов автобусов. |
28 |
В параграфе 1 дополнить пунктом 9-1 |
Отсутствует. |
9-1. Запрещается использование автобусов (микроавтобусов) со сроком эксплуатации свыше 12 лет на маршрутах в регулярном сообщении (с 01.01.2021 г.) и свыше 15 лет в нерегулярном сообщении (с 01.01.2023 г.). |
В целях повышения безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом. |
29 |
В параграфе 2, дополнить пунктом 23-1) в следующей редакции:
|
Отсутствует. |
23-1. При осуществлении регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа перевозчик обеспечивает учёт и продажу проездных документов (билетов), а также контроль сбора наличной выручки и получения доходов.
|
Конкретизация требований при оказании услуг. |
30 |
В параграфе 2, дополнить пунктом 23-2) в следующей редакции:
|
Отсутствует. |
23-2. Регулярные городские (сельские) и пригородные автомобильные перевозки пассажиров и багажа осуществляются по билетно-учётной системе и контролю сбора наличной выручки и получения доходов, утвержденные уполномоченной организацией (комитет государственных доходов).
|
Конкретизация требований при оказании услуг. |
31 |
Дополнить Параграф 3-1 в следующей редакции: |
Отсутствует. |
Параграф 3-1. Порядок осуществления контроля сбора и получения доходов регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа |
Конкретизация требований при оказании услуг. |
32 |
В параграфе 3-1, дополнить пунктом 26-1) в следующей редакции:
|
Отсутствует. |
26-1. Сбор и контроль получения доходов регулярных городских (сельских) и пригородных автомобильных перевозок пассажиров и багажа осуществляется билетно-учётным листом и обеспечивается системой контроля сбора наличной выручки и получения доходов. |
Конкретизация требований при оказании услуг. |
33 |
В параграфе 3-1, дополнить пунктом 26-2) в следующей редакции:
|
Отсутствует. |
26-2. Порядок осуществления контроля сбора и получения доходов пр
|