Приключения электроники

30 января 2013

Уже в начале февраля Минтранском обещает повсеместно запустить механизм электронного распределения разрешений на перевозку грузов. Таким образом транспортные чиновники намерены бороться с коррупцией в сфере грузоперевозок, которая уже стала притчей во языцех.

В частности, речь идет о том, что многие транспортные компании в целях экономии расходов отправляют в путь автомобили с явным перегрузом. И хотя с 1998 года в стране действует приказ Минтранскома о допустимых весовых параметрах грузовиков на транспортных магистралях, на деле этот документ не работает.
Из года в год весной трассы превращаются в настоящие полосы препятствий с колдобинами и гребенками. Причем и чиновники, и налогоплательщики понимают: многомиллиардные вложения в капитальный ремонт дорог без должного транспортного конт­роля за большегрузами бесполезны.

Еще в 2000 году тогдашний министр внутренних дел Каирбек СУЛЕЙМЕНОВ провел свой знаменитый рейд: переодевшись в водителя фуры, он попытался перевезти арбузы от узбекистанской границы до Алматы. Тогда им было выявлено 36 случаев взяточничества среди работников таможни, дорожной полиции и транспортной инспекции.
С тех пор прошло 12 лет, и вот наконец в прошлом году министр транспорта и коммуникаций Аскар ЖУМАГАЛИЕВ внедрил на постах транспортного контроля систему видеонаблюдения, перекрыв тем самым кислород постовым-коррупционерам. По данным чиновников, эта мера увеличила уплаченные в казну штрафы и сборы в два раза. Сумма составила свыше 1 млрд. тенге!
Но министерское ноу-хау не помешало изобретательным работникам постов за короткое время научиться обходить систему видеоконтроля: гонорары начали собирать с помощью мобильных постов на подъезде к весам. К середине 2012 года под видеонаблюдение попали и мобильные посты.
Чтобы закрепить достигнутые результаты, в комитете транс­портного контроля Минтранс­кома решили во что бы то ни стало использовать давно наработанный в Европе опыт: внедрить интеллектуальную систему взвешивания, которая полностью исключает из процесса человеческий фактор.

Сказано - сделано. В качестве эксперимента в стране появились два таких поста. Как только апробация новинки даст положительные результаты, нововведение заработает в стране повсеместно.

Если с перегрузами у чиновников худо-бедно справляться получается, то с системой разрешений на транспортировку грузов ситуация вообще аховая. На фоне постоянного дефицита бланков-разрешений в транспортных инспекциях посредники продают их в десятки раз дороже. Причем зачастую на один и тот же грузовик, который арендовали сразу несколько транспортных компаний, по блату можно получить до сотни разрешений. А между тем в грузовом сообщении между Казахстаном и Китаем у обеих сторон есть право на выдачу только 35 тысяч бланков в год, тогда как грузооборот требует в десятки раз больше. Вот и выкручиваются транспорт­ные компании как могут: где-то перекупают разрешения за огромные деньги, где-то вынуждены вступать в коррупционный сговор с транспортной инспекцией.
По словам председателя комитета транспортного контро­ля Минтранскома Бахыта АБИШЕВА, для минимизации перепродажи бланков ведомство намерено в ближайшее время полностью исключить контакт работников транспортных инспекций с перевозчиками.

- Весь прошлый год мы разрабатывали систему электронного распределения документов, - говорит глава КТК. - Сейчас программа тестируется в пяти городах страны и уже показывает плюсы. Система сама определяет, сколько тому или иному перевозчику нужно разрешений. Если у компании 10 собственных машин, то получит она 30 бланков. Тогда и вопросы отпадут, по какой причине кому-то больше бланков дали, а кому-то меньше.
По всей стране это новшество должно заработать уже на днях - в начале февраля. Его прелесть в том, что перевозчикам больше не нужно будет идти за разрешениями в транспортную инспекцию. Подавать заявку они будут исключительно через портал электронного правительства, а забирать готовые бланки - в ЦОНе.


Новости

все новости
— 14 апреля 2023, пятница
В 2022 году КАО выполнил исследовательскую работу по саморегулированию в области пассажирского автотранспорта. В работе освещены вопросы законодательных основ саморегулирования в Казахстане, проблемы перевода отрасли на принципы саморегулирования, проблемы создания саморегулируемых организаций (СРО), даны пути решения и рекомендации госорганам и бизнесу по переходу на СРО.
подробнее
— 29 декабря 2021, среда
Жаңа жылыңызбен! С Новым годом!
подробнее