Развитие и интеграция транспортно-логистической системы Республики Казахстан в мировую транспортную систему

30 сентября 2013

Основные показатели грузооборота и транзита.Общий товарооборот Республики Казахстан со всеми странами мира в 2012 году по сравнению с 2010 годом вырос на 50% и составил 136,8 млрд. долларов.

Объем экспортных грузоперевозок в 2012 году составил 102 млн. тонн (за исключением трубопроводного транспорта), при этом объем импортных грузоперевозок - 25,9 млн. тонн.

Основные грузоперевозки в экспортном сообщении осуществлялись в Россию - 52%, страны Европы - 14%, Китай - 12%, страны Центральной Азии - 10% и Иран - 4%.

В импортном сообщении на Россию пришлось 43,8%, Китай - 12,1% и страны Центральной Азии - 9,5%.

Общий объем транзитных грузов через Казахстан в 2012 году составил 17,8 млн. тонн, объем доходов, от которых составил свыше 1 млрд. долл. США. При этом, большинство транзитных грузов приходится на железнодорожный транспорт - 16,3 млн. тонн, остальное на автомобильный - 1,46 млн. тонн и водный транспорт - 0,16 млн. тонн.

Основную долю в структуре транзитных перевозок по странам отправления занимает Россия, доля которой составила 50% в 2012 году. На Китай приходится 15% от общего объема транзитных грузов и на Узбекистан порядка 9%.

Основными странами назначения транзитных грузопотоков по Казахстану являются страны Центральной Азии – 87% (Узбекистан – 36%, Кыргызстан – 19%, Афганистан – 13%, Таджикистан – 11%, Туркменистан – 8%), в то время как на Россию и Китай приходится по 5%.

Предпосылки по увеличению транзита через Казахстан. Положение Казахстана между крупнейшими торговыми партнерами Китаем и странами Европейского Союза диктует главный вызов для развития транспортно-логистической системы страны. В 2011 году объем торговли между Китайской Народной Республикой и Европейским союзом составил 567,2 млрд. долларов, объем перевозок - 12,6 млн. двадцатифутового эквивалента (далее - ДФЭ). При этом доля Казахстана в обеспечении транзита этого объема занимает менее половины процента, а подавляющая часть импорта из Китая в Европейский Союз следует по морю через Суэцкий канал.

Экономический рост Китая в последние годы смещается из восточных в западные и центральные провинции Китая, которые тяготеют к железнодорожным перевозкам через территорию Казахстана. В соответствии с программой развития западного Китая «China Western Development planning 2011-2015» в развитие западных и центральных регионов Китая предполагается инвестировать до 1 трлн. долларов.

Ускоренное развитие западных провинций Китая будет способствовать увеличению грузопотока через Казахстан.

Создание Таможенного союза и формирование Единого экономического пространства внесетсущественный вклад в создание эффективного транспортного коридора, соединяющего Китай с Европой, путем упрощения процесса пересечения границ, поскольку предусматривает пересечение таможенной границы стран Единого экономического пространства только в двух местах - на границах с Китаем и странами Европейского союза.

По прогнозам экспертов объем внешней торговли Китай - Европейский Союз к 2020 году увеличится с 567,2 до 781 млрд. долларов. При этом доля грузоперевозок Китай - Европа увеличится со 117 млн. до 170 млн. тонн (примерно17 млн. ДФЭ).

С учетом указанных факторов потенциальный объем транзитного грузопотока через Казахстан (через Достык и Хоргос) может составить до 8% (1,5 млн. ДФЭ) от общего товарооборота Китай -Европейский Союз -Китай.

Автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт является самым мобильным видом транспорта, на долю которого приходится 99% пассажиров и 84% грузов от перевозимых объемов всеми видами транспорта.

В настоящее время в Республике Казахстан зарегистрировано 4 млн. автотранспортных средств, в том числе 3,5 млн. легковых автомобилей, 414 тыс. грузовых и специальных автомобилей и порядка 99 тыс. автобусов, которые осуществляют деятельность в 34 автовокзалах и 138 автостанций.

На сегодняшний день 76% населенных пунктов с численностью более 100 чел. охвачено регулярными автобусными маршрутами.

По регулярным пассажирским автобусным перевозкам за последние десятилетия сформирована маршрутная сеть на международных, межобластных, внутриобластных и городских маршрутах. По итогам проведенного в 2012 году социологического исследования уровень удовлетворенности населения качеством пассажирских перевозок автомобильным транспортом составил 64,6%.

За последние годы наблюдается тенденция увеличения официальных перевозчиков такси. В этой связи, для развития таксомоторных перевозок в городах республики требуется строительство оборудованных стоянок такси в количестве, превышающем 1 000 единиц по всей республике.

Для работы казахстанских автоперевозчиков на международном рынке создана правовая база на основе 59 международных договоров, из которых 40 двусторонние и 19 многосторонние.

Международные перевозки грузов осуществляют порядка 3 тыс. компаний с парком более 20 тыс. автотранспортных средств (далее - АТС).

Для удовлетворения потребностей казахстанских перевозчиков ежегодно производится обмен бланками разрешений с компетентными органами транспорта порядка 40 иностранных государств.

Доля отечественных перевозчиков в 2012 году по сравнению с 2011 годом возросла на 2,8 % и составил 36 %.

К основным проблемам автомобильного транспорта можно отнести следующие:

  1. Из существующих автовокзалов и автостанций более половина не соответствуют установленным требованиям и стандартам;
  2. не развиты автоматизированные информационные системы, позволяющие осуществлять электронное билетирование и диспетчеризацию пассажирских перевозок посредством современных телекоммуникационных и спутниковых систем;
  3. не во всех регионах и не в полной мере осуществляется субсидирование социально значимых регулярных пассажирских внутриобластных (городских) перевозок;
  4. высокий уровень нелегальных перевозчиков такси;
  5. не развитая инфраструктура стоянок такси и сервисное обслуживание, что отражается на качестве обслуживания населения.

Кроме того, около 60 % (более 2 млн.) автомобилей находятся в эксплуатации свыше 12 лет и по западным стандартам являются устаревшими. Более 70% парка АТС имеет срок эксплуатации свыше 7 лет, в т.ч. свыше 500 тыс. эксплуатируются сроком более 20 лет.

На автомобильных дорогах Республики Казахстан сложились шесть основных направлений - автотранспортных коридоров:

  1. Ташкент-Шымкент-Тараз-Бишкек-Алматы-Хоргос (Шелковый путь);
  2. Шымкент-Кызылорда-Актобе-Уральск-Самара;
  3. Алматы-Караганда-Астана-Петропавловск;
  4. Астрахань-Атырау-Актау-гр. Туркменистана;
  5. Омск-Павлодар-Семипалатинск-Майкапшагай;
  6. Астана-Костанай-Челябинск-Екатеринбург.

Основные проблемы развития транспортной логистики в Казахстане. Реализация транзитного и экспортного потенциала Казахстана, а также поддержание экономического роста требуют от транспортно-логистической системы высокой интеграции в ключевые международные транспортные коридоры, в том числе и для влияния на распределение грузопотоков, высокой скорости, своевременности, доступности и надежности перевозки, а также удобства пользования транспортными услугами.

Ключевыми проблемами транспортно-логистической системы являются:

  1. непопулярность казахстанских коридоров, в результате чего основной объем транзитных грузов между Китаем и ЕС уходит в обход Казахстана;
  2. отсутствие системного управления коридорами и их инфраструктурная неразвитость;
  3. низкий уровень логистического сервиса;
  4. отсутствие собственных внешних терминальных сетей за пределами Казахстана;
  5. институциональные ограничения в системе управления;
  6. недостаточная эффективность административных процедурдля проведения экспортных, импортных и транзитных операций;
  7. отсутствие единой системы правового регулирования отношений взаимодействия в области транзитных грузов по территории Республики Казахстан между транспортными организациями, пользователями их услуг и представителями местных и центральных государственных органов.

Автомобильный транспорт

Программная цель автотранспортной отрасли: развитие автотранспортной инфраструктуры и предоставление населению качественных транспортных услуг

Целевые индикаторы:

Индикатор

Ед. изм.

2012 год (факт)

к концу 2016 года

к концу 2020 года

уровень удовлетворенности населения качеством пассажирских перевозок автомобильным транспортом

%

64,6

70

85

доля автовокзалов и автостанций, соответствующих к установленным стандартам

%

0

60

100

обеспеченность охвата населенных пунктов с численностью более 100 человек регулярными автобусными маршрутами

%

76

80

100

доля казахстанских перевозчиков на международном рынке автотранспортных услуг

%

36

40

50

Программные задачи автотранспортной отрасли.Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Задача 1. Развитие инфраструктуры автотранспортной отрасли и строительство автостанций и основочных пунктов;

Задача 2. Модернизация существующих автовокзалов и автостанций для приведения в соответствие к установленным требованиям;

Задача 3. Обеспечение населенных пунктов регулярными автобусными сообщениями;

Задача 4. Увеличение количества официальных перевозчиков такси;

Задача 5. Увеличение доли участия отечественных перевозчиков на рынке международных автотранспортных услуг;

Задача 6. Обеспечение эксплуатационной безопасности парка АТС.

Показатели прямых результатов. Достижениезадач будет измеряться следующими показателями прямых результатов:

Показатель

Ед. изм.

К концу

2016 года

к концу

2020 года

строительство:

ед.

автовокзалов

8

10

автостанций

27

50

пунктов обслуживания пассажиров

91

216

стоянок такси

471

1 090

увеличение количества существующих автовокзалов (34) и автостанций (138) существующим требованием

ед.

49

172

увеличение количества регулярных международных, межобластных и внутриобластных автобусных маршрутов на

%

3

10

увеличение количества перевозчиков такси на

%

20

70

сокращение казахстанских бланков разрешений в/из третьих стран, выдаваемых иностранным государствам

%

5

15

увеличение количества грузовых автотранспортных средств для международных перевозок на

%

23

60

увеличение количества измерительных устройств весогабаритных параметров на наиболее интенсивных участках автомобильных дорог республиканского значения до

ед.

80

-

снижение времени реагирования экстренных оперативных служб на дорожно-транспортные происшествия с участием автотранспортных средств, оснащенных устройствами вызова экстренных оперативных служб по сравнению с автотранспортными средствами, не оснащенными такими устройствами

минут

10

10

ежегодное выявление операторами технического осмотра технически неисправных и экологически небезопасных АТС не менее 10 % от общего количества АТС, проходящих технический осмотр

%

15

15

3. Автомобильный транспорт

3.1. Развитие инфраструктуры автотранспортной отрасли и строительство автостанций и остановочных пунктов (Задача 1)

В целях улучшения и создания дополнительной инфраструктуры пассажирских автоперевозок, местными исполнительными органами будет проведена работа по строительству новых и реконструкции существующих автостанций в районных центрах, пунктов обслуживания пассажиров в населенных пунктах (села, аулы), не имеющих автостанций, а также стоянок такси во всех городах.

Ряд проектов по строительству вышеуказанных объектов будет реализован в форме государственно-частного партнерства.

Соответственно, роль частного сектора - это инвестиции, строительство, содержание и ведение бизнеса.

Развитие инфраструктуры пассажирских автобусных перевозок позволит увеличить регулярность сообщений и, тем самым, повысит мобильность населения, что очень важно для развития регионов республики.

3.2. Модернизация существующих автовокзалов и автостанций для приведения в соответствие к установленным требованиям (Задача 2)

Для достижения полноценных и качественных услуг в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом особое внимание будет уделено развитию инфраструктуры существующих автовокзалов и автостанций с учетом международного опыта.

Поэтому внедрение национальных стандартов и повышение требований на услуги автовокзалов и автостанций является важным аспектом.

В этой связи, будет проведена работа по приведению автовокзалов и автостанций в соответствие с требованиями законодательства и национальных стандартов в сфере пассажирских перевозок.

Для обеспечения реализации стандартов предусмотрены законодательные нормы по обязательному применению национальных стандартов в области автомобильного транспорта.

Местные исполнительные органы при ведении реестров автовокзалов и автостанций будут учитывать требования национальных стандартов.

3.3. Обеспечение населенных пунктов регулярными автобусными сообщениями (Задача 3)

С учетом того, что железнодорожный и авиационный транспорт имеет ограниченные возможности в охвате населенных пунктов, в перевозке пассажиров важную роль играют регулярные автобусные сообщения.

Количество сельских населенных пунктов с численностью свыше 100 человек, охваченных регулярным пассажирским сообщением, достигло 4 938 единиц, что составляет 75% при общем количестве таких населенных пунктов Казахстана 6 623 единиц.

С учетом развития инфраструктуры, автомобильных дорог и перевозчиков до 2020 года, будет обеспечен полный (100%) охват населенных пунктов регулярными автобусными сообщениями.

В этой связи, при развитии инфраструктуры пассажирских перевозок местными исполнительными органами будут открываться дополнительные регулярные автобусные маршруты.

3.4. Увеличение количества официальных перевозчиков такси (Задача 4)

В Казахстане бизнес таксомоторных перевозок находится на первоначальном этапе развития.

В данное время на рынке таксомоторных перевозок преобладают физические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых не в полной мере отвечает установленным требованиям. Также, наблюдается низкая доля применения инновационных технологий, без которых невозможна организация таксомоторных перевозок на современном уровне.

В этой связи, местными исполнительными органами совместно с частными инвесторами за счет средств частных инвестиций будут построены стоянки такси, а также будет создано информационное пространство, обеспечивающее получение населением качественных заказов такси через телекоммуникационные ресурсы и осуществление оплаты оказанных услуг безналичным расчетом.

3.5. Увеличение доли участия отечественных перевозчиков на

рынке международных автотранспортных услуг (Задача 5)

Одним из важных аспектов в увеличении доли отечественных перевозчиков на рынке международных автотранспортных услуг является развитость экспедиторского процесса на рынке международных автотранспортных услуг.

Для развития экспедиторской деятельности в области автоперевозок будет проведено нормативно-правовое закрепление экспедиторской деятельности в сфере автомобильных перевозок. Это позволит обеспечить получение оперативных и качественных услуг по перевозке грузов.

Дальнейшие меры по увеличению конкурентоспособности отечественных перевозчиков позволят увеличить долю отечественных перевозчиков на международном рынке грузоперевозок в 2013-2015 годы, в среднем, на 6% и довести ее до пятидесятипроцентного уровня к 2020 году. Для этого будут приняты меры по отмене продажи транзитного бланка разрешения иностранным автотранспортным средствам, усилен контроль проезда иностранных автотранспортных средств по территории Казахстана, а также, будет проведена протекционистская политика с зарубежными странами по решению проблемных вопросов отечественных перевозчиков. В дальнейшем, с учетом нарастающей тенденции международных перевозок, будет обеспечиваться недопущение снижения доли отечественных перевозчиков на рынке международных грузоперевозок.

Немаловажным является дальнейшее расширение географии перевозок грузов путем заключения межправительственных соглашений с иностранными государствами и участия в международных договорах в области автомобильного транспорта.

3.6. Обеспечение эксплуатационной безопасности парка АТС

(Задача 6)

В целях повышения безопасности транспортной отрасли Республики Казахстан, создания благоприятных условий для снижения смертности от последствий дорожно-транспортных происшествий на территории Республики Казахстан будет создана система экстренного вызова при авариях и катастрофах (ЭВАК).

Создание системы ЭВАК направлено на снижение времени реагирования экстренных оперативных служб при дорожно-транспортных происшествиях на автомобильных дорогах и позволит увеличить результативность спасательных мероприятий.

В целях снижения административных барьеров, сокращения коррупционных рисков, обеспечения сохранности автомобильных дорог, необходимо продолжить работу по внедрению автоматизированной системы контроля АТС в движении и подсчета интенсивности движения.

Данная система позволит измерять весовые параметры автотранспорта в движении, осуществлять подсчет интенсивности движения, исключить прямой контакт инспектора и перевозчика, автоматизировать процесс контроля и взвешивания АТС, а также необоснованные остановки АТС.

Только в 2014 году будут установлены 18 устройств для измерения весовых и габаритных параметров. В дальнейшем, в рамках реализации проектов по реконструкции и капитальному ремонту автомобильных дорог, общее количество систем на наиболее интенсивных участках автомобильных дорог республиканского значения до 2016 года будет доведено до 80.

Важную роль в полноценном развитии автотранспортной отрасли и предоставлении услуг на высоком уровне имеет повышение квалификации водителей и персонала на постоянной основе. Данные обязательства будут закреплены за перевозчиками на нормативном уровне.

Обеспечение безопасности и качества пассажирских перевозок также будет достигаться через обновление парка автотранспортных средств и совершенствование системы технического осмотра автотранспортных средств.

Автомобильный коридор «Западная Европа – Западный Китай», общая протяженность которого по территории РК составляет 2 787 км, от Хоргоса на границе с КНР, до Мартука на границе с Российской Федерации с выходом на Оренбург буде завершен к 2015 году и к 2020 году обеспечит пропуск не менее 3 млн. тонн транзитных грузов.


Новости

все новости
— 14 апреля 2023, пятница
В 2022 году КАО выполнил исследовательскую работу по саморегулированию в области пассажирского автотранспорта. В работе освещены вопросы законодательных основ саморегулирования в Казахстане, проблемы перевода отрасли на принципы саморегулирования, проблемы создания саморегулируемых организаций (СРО), даны пути решения и рекомендации госорганам и бизнесу по переходу на СРО.
подробнее
— 29 декабря 2021, среда
Жаңа жылыңызбен! С Новым годом!
подробнее