Лишь бы не прокатили. г. Актау,

12 июля 2019

12 июля, 18:22 1097

Лишь бы не прокатили

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ

В Актау автоперевозчики намерены отменить льготный проезд

Маршрут №3 в Актау в выходные придется ждать долго.

Владельцы городских маршрутов выдвинули актауским властям ультиматум: либо им повышают тариф на проезд и выдают субсидии, либо с 15 июля они отменят на своих маршрутах льготный проезд. Власти со своей стороны надеялись, что, как всегда, попытаются утихомирить владельцев маршрутов, но не тут-то было.

Как только стало известно об отмене льготного проезда и о повышении тарифа, среди горожан прокатилась волна возмущений. Первыми выразили недовольство льготники. Так, Райхан КОЙШЫБАЕВА, мать пятерых детей, теперь в недоумении: вроде совсем недавно она, как многодетная мама, начала пользоваться бесплатным проездом, а тут такая новость.

- У меня двое старших сыновей - студенты, каждый день туда и обратно в колледжи ездят. У них был льготный проезд, я сама с младшими детьми почти каждый день езжу по различным секциям, то на рынок, то в поликлинику. Если все льготы уберут, я даже не знаю, сколько на дорогу денег будет уходить. Ну, ладно, у меня проезд будет платный, но для студентов могли бы и оставить, - вздыхает Райхан.

Но отменой льгот и грядущим повышением тарифа возмущаются не только льготники. У простых жителей накопилось немало претензий к ситуации, творящейся в сфере пассажирских перевозок. К примеру, жительница Актау Наталья ШЛЯХОВАЯ (на снимке) активно пользуется общественным транспортом. Женщина рассказывает, что по утрам ей приходится заранее выходить из дома, чтобы не опоздать на работу.

- Во-первых, автобусы маленькие, поэтому вынуждена пропускать один, так как влезть в него уже невозможно. Такое наблюдается и в час пик. Во-вторых, по выходным все маршруты ходят очень редко, такое ощущение, что в эти дни все люди дома сидят и им никуда не надо. По субботам ЦОН работает, рынки городские, но автобусов вы не дождетесь. Я в минувшие выходные ехала из 22-го микрорайона. Там проезжают 2-й и 5-й маршруты. Так мужчина, ожидавший рядом со мной, говорит, что автобуса № 5 ждал 40 минут, в итоге он уехал на такси. А если дождь или снег - катастрофа, автобус можно и больше часа прождать. Лучше бы на наши претензии и жалобы реагировали, а не тарифы поднимали и льготы отменяли, - возмущена Наталья Шляховая.

А вот жительница Актау Людмила БОБЫЛЕВА (на снимке), с одной стороны, понимает перевозчиков. Она пользуется общественным транспортом только в тех случаях, когда необходимо ехать на дальние расстояния.

- У нас, наверное, самый низкий тариф на проезд в Казахстане, а перевозчикам тоже надо зарабатывать. Да и город за последние годы разросся в разы. Но вот что касается отмены льгот, то здесь я категорически не согласна. Пенсионеры, к примеру, им же льготы не просто так дали: они их заработали. А у инвалидов и так маленькое пособие, что же им теперь - пешком ходить? Вместо этого лучше бы обновляли автопарк и повышали культуру поведения обслуживающего персонала. Не говорю, что на всех маршрутах, но на большинстве водители откровенные хамы, да и кондукторы им под стать, - говорит Людмила Бобылева.

Сегодня в Актау работают три крупных перевозчика, обслуживающие шесть маршрутов. Тариф на проезд по городу составляет 50 тенге. К льготникам относятся 12 категорий граждан вместе с многодетными матерями. Льготный проезд перевозчики решили сохранить лишь для участников и инвалидов Великой Отечественной, участников трудового фронта в годы войны, вдов ветеранов, инвалидов с детства до 16 лет, детей в возрасте до семи лет (бесплатный проезд), детей в возрасте от семи до 15 лет (50 процентов от стоимости проезда).

Перевозчики отмечают, что жалобы жителей вполне понятны и обоснованны, однако исправить текущую ситуацию они не в силах. По словам директора ИП “Ахметнабиев” Руслана АХМЕТНАБИЕВА (на снимке), обслуживающего маршруты № 2, 4, 4М, отмена льгот - вынужденная мера.

https://time.kz/files/000/006/q2DenDEXQ789.jpg

- Пусть и нас поймут: последнее повышение тарифа с 35 до 50 тенге было 11 августа 2015 года. До этого мы добивались повышения несколько лет, думали: ну теперь решим все свои проблемы, обновим парк, введем электронное билетирование. Но через десять дней грянула девальвация, и все наши надежды рухнули. Тариф в 50 тенге также не покрыл наших расходов на запчасти, топливо, зарплаты сотрудников. С августа прошлого года мы неоднократно обращались к властям с просьбой повысить тариф до 70 тенге. Для примера, в 2015 году литр солярки стоил 99 тенге, а в этом - уже 191 тенге. Выросла цена на сжиженный газ - с 27 до 55 тенге, а за основу пониженного тарифа в Актау всегда бралась его стоимость. На самом деле с тех пор все подорожало, и тариф в 50 тенге себя не оправдывает, для нас он убыточный, - сетует Руслан Ахметнабиев.

Его поддерживает коллега - владелец маршрута № 3, директор ТОО “Айна” Наби АЙГАРАКОВ (на снимке), закупивший в 2012 году через “Даму” 10 импортных автобусов.

https://time.kz/files/000/006/ak0TUn790.jpg

- В то время мне каждый автобус обошелся в 10 млн тенге, а после девальвации его цена выросла до 32,5 млн тенге. К тому же со строительством новых микрорайонов маршрут увеличился практически в два раза - с 18 до 34 километров. Чтобы выдерживать временной интервал в шесть минут, необходимо увеличить количество автобусов, но средств на это нет. У меня на линии работают 18 автобусов, а надо как минимум 22, - негодует Наби Айгараков.

А недавно мангистауские владельцы маршрутов посетили конференцию в Алматы с участием вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Берика КАМАЛИЕВА и перевозчиков со всех областей, где узнали много интересного для себя. Оказывается, практически все регионы получают субсидии на обновление автопарка. Для примера, перевозчики Алматы получают субсидии на сумму 38 млрд тенге в год, а самую маленькую сумму в 1 млрд тенге выделяют карагандинским владельцам маршрутов. А сейчас на обновление автопарка в Казахстане выделено 23,5 млрд тенге.

- Мы работаем свыше 10 лет в этой сфере, однако никогда от государства не получали ни одного тенге. Мы разговаривали с нашими коллегами в других регионах и выяснили, что ни в одном регионе нет такого количества льготников. Это все сказывается на нашей работе. Мы понимаем жалобы людей и согласны с ними, но большинство из них не знают, что мы существуем полностью за свой счет без каких-либо субсидий. Мы также не отрицаем, что наш автопарк устарел, но уже третий год ведем переговоры о приобретении в лизинг новых автобусов через СПК “Каспий”. Но дело не сдвигается с мертвой точки, там сменился уже второй руководитель, а толку нет. А между прочим, под эту программу им давно выделен 221 млн тенге на первоначальный взнос. На эти деньги мы можем закупить 34 автобуса. Однако программа у нас буксует, и деньги лежат мертвым грузом, - объясняет Руслан Ахметнабиев.

Владельцы маршрутов сетуют и на низкую квалификацию своих кадров: мол, местным платить большие зарплаты не в состоянии, вот и приходится брать на работу приезжих - в основном из соседних областей.

Тем временем в городском акимате провели срочное совещание с перевозчиками, во время которого пошли на уступки и предложили помощь в обновлении автобусного парка через СПК “Каспий”. Но и здесь у перевозчиков есть сомнения. Дело в том, что им предложили закупить автобусы марки “Анкай” производства ТОО “СарыаркаАвтоПром”, однако владельцы автопарков не уверены в их качестве.

- Во время прошедшей конференции наши актюбинские коллеги, закупившие аналогичный транспорт, жаловались, что он не выдерживает морозов и постоянно ломается. Зачем нам китайский автопром, ведь мы же из своего кармана платим за автобусы кредиты. Мы выступаем прежде всего за качество. Вот, к примеру, мой коллега Наби Айгараков в 2012 году закупил автобусы марки ДЭУ, и они зарекомендовали себя с очень хорошей стороны, очень надежные, - говорит Руслан Ахметнабиев.

Сейчас перевозчики договорились с властями не повышать тариф до полного обновления автопарка. Кроме того, по подсчетам владельцев маршрута, реальный тариф должен равняться 80 тенге. Каким образом покрыть разницу между существующим и фактическим тарифом, сейчас решают городские власти.

Что касается отмены льготного проезда, то перевозчики пока отказались от этой затеи, однако если власти в ближайшее время не найдут способа его компенсации, то они вернутся к этой теме снова.

Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото автора, Актау


Новости

все новости
— 14 апреля 2023, пятница
В 2022 году КАО выполнил исследовательскую работу по саморегулированию в области пассажирского автотранспорта. В работе освещены вопросы законодательных основ саморегулирования в Казахстане, проблемы перевода отрасли на принципы саморегулирования, проблемы создания саморегулируемых организаций (СРО), даны пути решения и рекомендации госорганам и бизнесу по переходу на СРО.
подробнее
— 29 декабря 2021, среда
Жаңа жылыңызбен! С Новым годом!
подробнее