А пассажиру не до жиру

2 февраля 2021

А пассажиру не до жиру Ирина КАЗОРИНАhttps://time.kz/articles/territory/2021/02/02/a-passazhiru-ne-do-zhiru

Сфера городского транспорта для Шымкента одна из самых болезненных. Каждый эксперимент и реформа - это настоящее испытание для людей.

Кому повезет, того и увезут.

Несколько лет основной головной болью было нежелание частников, а именно они обслуживали городские маршруты, работать строго по графику и оставаться на линии после семи вечера. С наступлением этого времени большинство автобусов сходили с маршрутов, и передвигаться по городу можно было только пешком или на такси. Уговоры на перевозчиков не действовали. Частные компании ратовали за субсидирование маршрутов и повышение платы за проезд. Но при этом большинство из них грубо нарушали оговоренные в тендерах условия. Их штрафовали, но ничего не менялось долгое время. Еще один бич перевозок - дублирование маршрутов и, как следствие, гонки и многочисленные ДТП с участием автобусов.

В прошлом году в сфере пассажироперевозок назрели глобальные перемены. Начиная с весны шымкентцев готовили к тому, что в мегаполисе будет внедрена система электронного билетирования. В ноябре прошлого года был дан старт новому способу оплаты проезда в автобусе.

Естественно, без скандалов не обошлось. Они и сейчас то и дело вспыхивают при поездке. Первые месяцы система часто давала сбой. Кондукторы откровенно игнорировали валидаторы и старались собрать с пассажиров деньги наличными. В социальных сетях шымкентцы рассказывают истории о том, как в транспорте могли дважды взять за проезд: один раз через переносной терминал, при этом заявив пассажиру, что оплата не прошла, второй раз - наличными. Скорость интернета в Шымкенте оставляет желать лучшего, а его отсутствие на городской периферии делает использование валидаторов вообще невозможным. Так что горожанам приходится иметь и карточку, и наличные.

Для удобства пассажиров компания ТОО QazSmartTrans открыла специальный справочный центр, но проработал он недолго. Видимо, не выдержал нагрузки. Функцию передали операторам iKomek по телефону “109”.

- По поручению акимата свой cаll-центр мы отключили. Теперь надо обращаться на номер “109”. Они будут дальше информировать ответственных лиц, а те должны принимать меры, - прокомментировал генеральный директор ТОО QazSmartTrans Сержан АКИЛБАЕВ.

Сможет ли оператор “109” быстро отреагировать на проблему - большой вопрос. За время, которое уйдет на то, чтобы вникнуть в ситуацию, разобраться и дать ответ пассажиру, можно проехать несколько остановок. А кондуктор ведь непреклонен. И несмотря на то что недавно открыли курсы вежливости и культуры для водителей, справляться с эмоциями, когда речь идет о деньгах, могут далеко не все.

Расписывая преимущества оплаты карточкой, шымкентцам обещали, что при неработающем валидаторе горожане оплачивать проезд не будут. Однако такая благость свалилась на пассажиров только с 1 февраля, когда вступило в силу решение акимата о том, что если валидатор и мобильный терминал в автобусе не работают, то пассажиры имеют право ехать бесплатно.

1 февраля действительно произошло чудо: в большинстве автобусов валидаторы вдруг заработали. И вероятнее всего, этому способствовал рейд заместителя акима Шымкента Максута ИСАХОВА, который лично рассказал пассажирам о новой системе оплаты проезда в общественном транспорте города.

Заместитель акима Шымкента Максут ИСАХОВ во время рейда рассказал о новой системе оплаты проезда.

- После внедрения системы электронных платежей возникла проблема между населением и работниками транспорта по оплате проезда. Пассажиры стали жаловаться на частые отказы валидаторов и требование кондукторов оплачивать проезд наличными, - подчеркнул Максут Исахов. - Проблему решили кардинально: если перевозчик ссылается на сбой системы, то будет возить пассажиров бесплатно.

Но удалось ли кому-то 1 февраля проехать зайцем? Как выяснилось, большинству пассажиров - нет. Единицы воспользовались этим благом при неработающем валидаторе. И то только потому, что они оказались настойчивыми. Остальные, как и раньше, оплачивали проезд наличными. Кондукторы ссылаются на внутреннее распоряжение руководства компании-перевозчика. Так что реформы реформами, а хозяин маршрута сам себе голова.

Еще одна большая транспорт­ная проблема Шымкента - изменение схем движения. Естественно, перемены подобного рода шымкентцы не оценили. Социальные сети были завалены гневными откликами. Через два дня власти под влиянием общественного мнения свое решение отменили, и автобусы покатили по наезженной колее.

Однако 18 января акимат Шымкента объявил о том, что в городе разработана и утверждена новая автобусная маршрутная сеть. Она охватит все жилые массивы и микрорайоны.

- В настоящее время в городе 68 маршрутов. Согласно комплекс­ной схеме развития пассажирского транспорта количество маршрутов увеличится до 78. По схеме определены шесть хабов, которые будут связывать все части города пассажирскими маршрутами, - сообщила пресс-служба акимата Шымкента. - На сегодняшний день общественным транспортом обеспечены жилые массивы города, решен ряд вопросов. В этом году субсидии будут предоставлены по социально значимым направлениям. В 2020 году на 5,7 млрд тенге было субсидировано 28 маршрутов. В 2021-м субсидии будут выплачиваться по 36 маршрутам (9,3 млрд тенге).

А несколько дней спустя объявили о смене движения пяти маршрутов. В общем, история повторилась. Несмотря на то что шымкентцев через социальные сети информируют об изменениях в транспортной схеме движения автобусов, многие о нововведениях не знают и часами стоят на остановках в ожидании транспорта. Несколько маршрутов вообще исчезли, среди них есть те, что обслуживали горожан годами.

“Последние три месяца совсем пропали маршруты №65 и 14. Люди не могут уехать. В выходные дни вообще нет этих маршрутов. Если они не хотят выходить на линию, нужно поставить другие компании, которые будут более ответственно выполнять свою работу, - пишут пользователи соцсетей. - Возмущение просто зашкаливает. Хотелось бы узнать, где носит 14-й маршрут? Утром, в 8.00, не уедешь на работу, вечером, в 18.00, не уедешь с работы”.

Перемены не оценили ни пассажиры, ни водители. Те, кто за рулем, конечно, информированы, что будут ездить по-другому, но приняли эту новость без особого восторга. В акимате сохраняют спокойствие и сообщают, что в этом году в городе по 69 маршрутам курсируют 980 автобусов. Перевозками заняты 19 транспортных компаний. Автобусы обновлены на 40 процентов, до конца года планируется довести этот показатель до 80 процентов.

А пока шымкентцам стоит набраться терпения: автобус, который они ждут, может вообще не приехать из-за того, что маршрута в природе больше не существует.


Новости

все новости
— 9 марта 2021, вторник
Пресс-релиз международной выставки автобусов Busworld Central Asia 2021 28 июня - 1 июля в г. Нур-Султан
подробнее
— 17 февраля 2021, среда
Предложения КАО по повышению ответственности МИО по обязательному субсидированию убытков перевозчиков
подробнее