Мырзахметов о Атамекен

25 января 2013

Аблай Исабекович, в прошлом году в правительстве с участием НЭП «Союз Атамекен» обсуждался вопрос объединения бизнес-сообщества в одну организацию. Глава государства одобрил эту идею в своем декабрьском Послании к народу. На каком этапе сейчас работа, и какие конкретно шаги будут предприняты в этом году?

- В 2013 году нас ожидает серьезное реформирование – будет создаваться Национальная палата предпринимателей. Правительству было дано поручение в 2013 году разработать закон «О Национальной палате предпринимателей». Мы ожидаем, что будет разработан и принят закон, предусматривающий обязательное членство в этой палате всех субъектов частного предпринимательства, но с уплатой членских взносов только субъектами крупного и среднего предпринимательства. В Казахстане свыше 750 тыс. активных субъектов предпринимательства, в том числе крупных и средних – порядка 10 тыс. компаний. Таким образом, основная часть – это предприятия малого бизнеса: индивидуальные предприятия, крестьянские хозяйства и т.д. Они будут только пользоваться услугами Национальной палаты предпринимателей, но не станут платить деньги.

F: Кто готовит закон?

- Он включен в план законопроектных работ правительства. Его разработчиком внутри правительства будет уполномоченный орган по вопросам предпринимательства. Ранее это было Министерство экономики и развития торговли (МЭРТ), а сейчас, вероятно, – новое Министерство регионального развития РК. Предполагается, что законопроект будет готов в первом-втором квартале текущего года, а затем его рассмотрит парламент.

F: Что конкретно предполагается предусмотреть в законе?

- Во-первых, то, что палата будет создана в единой организационно-правовой форме. То есть, это юридическое лицо, которое функционирует на основе специального закона. Во-вторых, должен быть предусмотрен переходный период, в течение которого правительство и объединение предпринимателей (которым, скорее всего, выступит «Союз Атамекен») будут работать над формированием многоступенчатой структуры Национальной палаты на выборной основе. Предусматривается создание областных и региональных палат и открытие их представительств во всех районных центрах и малых городах. У нас 160 районных центров и 27 моногородов, итого - 187 представительств на районном уровне, основная функция которых заключается в оказании сервисной поддержки малому бизнесу в регионах, который должен стать основным бенефициаром этой реформы. Предполагается широкое вовлечение в деятельность палаты существующих отраслевых и региональных ассоциаций. Предполагается, что региональные ассоциации получат квоту в коллегиальных органах управления областных палат, а отраслевые - в республиканских органах: от 25 до 50%.

Также планируется, что до 50% бюджета палаты пойдет на финансирование деятельности отраслевых и региональных бизнес-ассоциаций. Таким образом, опасения, будто создание палаты повлечет за собой ухудшение позиций отраслевых и региональных ассоциаций, сводятся на нет, поскольку мы, наоборот, предусматриваем усиление их роли.

F: Предположим, закон без проблем принят в парламенте и подписан президентом. Что дальше?

- У нас свыше 800 различных объединений юридических лиц, имеющих отношение к бизнесу, включая региональные и отраслевые ассоциации. Соответственно, органам вновь созданной палаты предстоит разработать квалификационные требования для этих ассоциаций и провести их аккредитацию. Сейчас со стопроцентной уверенностью можно сказать, что те региональные и отраслевые ассоциации, которые активно работают и, что называется, на слуху, будут аккредитованы. И они получат право как на представительство в органах правления НПП, так и на гарантированное финансирование своей деятельности.

F: Из каких источников предполагается финансирование?

- Поскольку правительство будет соучредителем палаты, то на переходный период, в первый год, финансировать ее предполагается из республиканского бюджета. В дальнейшем, когда органы НПП сформируются, она будет способна перейти на сбор обязательных платежей.

F: Каков будет размер членских взносов?

- Предположительно это абсолютно незначительные суммы. Для предприятий среднего бизнеса - 200-250 тыс. тенге в год. Для крупных предприятий - 2,5-3 млн тенге.

F: Каким образом будет формироваться руководство Национальной палаты - избираться или все же назначаться?

- В Казахстане около миллиона предпринимателей, и необходимо всех кооптировать, провести большую организационную и разъяснительную работу. Появление руководства палаты, я подчеркиваю, предусматривается только по окончании переходного периода. До этого времени во всех районах и областях будут созданы свои структуры, а бизнесмены определят тех, кто будет представлять их интересы в региональных собраниях, которые, в свою очередь, делегируют своих выборщиков уже на головной съезд. В конечном итоге предприниматели сами, через своих представителей на съезде, и будут выбирать органы управления палатой.

F: Вы не боитесь, что могут возникнуть элементы коррупции? Ведь мы привыкли, что везде и за все надо платить. Тем более за такие «теплые» и значимые места.

- На мой взгляд, это риторический вопрос. Если мы говорим о проблемах коррупции, то это явление социальное, и оно касается всего общества. Предприниматели – конечно, часть этого общества. Но все-таки наше предложение - это лучше, чем вообще ничего! Либо мы получим институт, где предприниматели будут доверять друг другу, вести работу в рамках открытости, прозрачности, понятности. Либо останемся прозябать на прежних позициях. Но, полагаю, в новой палате соберутся люди заинтересованные в развитии открытого и прозрачного бизнеса, поскольку для предпринимателя важно, чтобы были понятные и постоянные правила игры. И тогда ему спокойно можно развиваться.

Председатель НЭП «Союз Атамекен» Аблай Мырзахметов объяснил корреспонденту forbes.kz необходимость объединения всех региональных и отраслевых бизнес-ассоциаций в одну палату.

F: Какой все же смысл во всех этих реформах?

- Дело в том, что за 21 год независимости и деятельности наших ассоциаций, в том числе «Союза Атамекен», было сделано очень много. Но вместе с тем, принимая во внимание вызовы, которые стоят перед страной в целом и бизнес-сообществом в частности (я имею в виду интеграционные процессы в рамках ЕЭП, усилившуюся конкуренцию с российскими и белорусскими производителями и предстоящее вступление в ВТО), побуждают нас очень серьезно подойти к вопросу усиления национального бизнеса. Правительство часто сетует, что у него нет единого конструктивного и компетентного контрпартнера, который мог бы компетентно давать отзывы на те или иные предложения исполнительной власти по улучшению бизнес-климата. А с созданием палаты этот компетентный и хорошо финансируемый партнер появится.

У нас сложился серьезный дисбаланс в классическом треугольнике – «власть-бизнес-потребитель». Власть сейчас доминирует над двумя другими сторонами. И палата станет тем институтом, который сможет сбалансировать местную исполнительную власть, не допускать произвола и открытого попрания прав предпринимателей в регионах.

Если внимательно проанализировать Послание президента, последние перестановки в правительстве, создание Министерства регионального развития, то очевидно, что приоритет на сегодня – устранение дисбалансов в регионах, их развитие и обеспечение занятости. И дать универсальный ответ на этот вызов может только развитие малого и среднего бизнеса. Поэтому не случайно глава государства ставит задачу удвоения к 2030 году доли МСБ в ВВП - с 17% в 2011 году до 34-35% в 2030-м. А стимулировать развитие МСБ можно только путем создания такого объединения, как Национальная палата предпринимателей, и отстаивания прав и интересов предпринимателей в регионах. Нам надо получить законодательное право, которое станет обязательным. Нам необходимо, чтобы через палату шло согласование нормативных актов, программ, касающихся бизнеса, чтобы на местах региональные предприниматели могли свободно и прозрачно работать.

F: Но почему мы вдруг переходим от ранее принятой англо-саксонской модели управления к континентальной, предусматривающей обязательное членство? Ведь у этой идеи довольно много противников.

- Согласен - надо изучать мировой опыт, но его надо сопоставлять с собственным. Свое мнение я уже много раз озвучивал. Мы сегодня имеем только совещательный голос в диалоге с властью, но равноправия здесь нет. Так или иначе, наша деятельность соприкасается с деятельностью госорганов. К сожалению, сейчас мы полностью зависим от них и ничего с этим поделать не можем. Но нам важно и нужно построить эти отношения таким образом, чтобы эффективно взаимодействовать с государственными органами, чтобы создать понятные для предпринимателей правила игры. Вот для чего создается эта модель!

Более того, если правительство выступает соучредителем новой палаты, то это автоматически накладывает на него определенную ответственность и обязательства. И, оно будет заинтересовано в успехе этого проекта. Поддержав идею Национальной палаты предпринимателей, государство тем самым делегирует серьезные полномочия бизнесу. Но правительство здесь должно выступать в роли нейтрального арбитра, как это и происходит в Германии или Турции, где действует континентальная модель.

И все же еще раз хотелось бы подчеркнуть, что каждый предприниматель сам будет решать, становится ему членом палаты или нет.

F: Все-таки не очень понятно, зачем создавать еще одну палату, если у нас уже есть Национальная экономическая палата «Союз Атамекен», которая могла бы все функции НПП взять на себя?

- «Союз Атамекен» является объединением юридических лиц. Юридически он носит абсолютно такой же статус, как и сотни других объединений, и придавать ему особый статус не совсем законно. Поэтому после консультаций с юристами правительства было принято решение, что для реформы лучше создать новое юридическое лицо в иной организационно-правовой форме.

F: Вас не раз обвиняли чуть ли не в узурпации власти в бизнес-сообществе. В прошлом году, во время вашего визита в Караганду, озвученные вами идеи по созданию единой Национальной палаты, мягко говоря, не нашли понимания у местных предпринимателей.

- В Караганде был единичный случай. И мы о нем говорим открыто. Если бы мы были заинтересованы в узурпации, то зачем мы бы об этом факте сами говорили? Согласитесь, очень важно правильно и точно доносить информацию. Предприниматели, может быть, не улавливают сути проводимых реформ. Они начинают сомневаться, полагая, что это дополнительный налог, лишний орган, лишние бумаги, но упускают главное.

Что касается меня, то к подобным я отношусь абсолютно спокойно. Да, коллеги имеют право говорить. Да, был такой случай. Но есть люди, которые меня избрали на два года. Если кто-то чем-то недоволен, то есть президиум, который может собраться и отозвать мой мандат.

F: Что вы можете сказать об обязательном введении во всех торговых точках с 1 января POS-терминалов для оплаты покупок платежными карточками? Как выяснилось, их банально не хватает даже в Алматы: очередь за ними на два месяца вперед. Они дорого стоят – до 100 тыс. тенге. Кроме того, банки планируют взимать за каждую транзакцию свой процент. Можно сказать, что по малому бизнесу наносится очередной удар. Вы на днях поднимали эту проблему. Но где был «Союз Атамекен» в прошлом году, когда постановление правительства еще не вступило в силу? Ведь ясно же было, что большинство предпринимателей не смогут его выполнить…

- Эта тема действительно возникла не вчера. Здесь вопрос скорее к нам как к предпринимателям, которые оказались не готовы к нововведениям. Но ведь, помимо прав предпринимателей, тут уместны и аргументы в защиту прав потребителей. Согласитесь, он должен иметь право платить так, как ему удобно. А сейчас многие потребители испытывают неудобства из-за того, что не могут расплатиться карточками. Этот вопрос долго обсуждался в правительстве, в том числе и с участием «Атамекена». В результате больше года назад, было принято решение - усилить ответственность за отсутствие POS-терминалов. Но это лишь одна сторона вопроса.

Вторая заключается в том, что многие субъекты малого бизнеса не имеют возможности для реализации постановления. Например, из регионов в «Атамекен» поступает информация, что малый бизнес обращался в банки с просьбой установить им POS-терминалы, но у банков нет такой возможности из-за отсутствия должной инфраструктуры. В итоге получается, что и Нацбанк, и БВУ тоже оказались не готовыми к решению данного вопроса. Это наша совместная вина. Поэтому этот вопрос «Атамекен» и поднимает. Нам необходимо найти какой-то компромисс. Но я думаю, рано или поздно мы все же должны прийти к цивилизованным формам оплаты.


Новости

все новости
— 14 апреля 2023, пятница
В 2022 году КАО выполнил исследовательскую работу по саморегулированию в области пассажирского автотранспорта. В работе освещены вопросы законодательных основ саморегулирования в Казахстане, проблемы перевода отрасли на принципы саморегулирования, проблемы создания саморегулируемых организаций (СРО), даны пути решения и рекомендации госорганам и бизнесу по переходу на СРО.
подробнее
— 29 декабря 2021, среда
Жаңа жылыңызбен! С Новым годом!
подробнее