Народ на остановках и местные власти
ПРОБЛЕМЫ общественного транспорта практически одинаково близки всем казахстанцам, относящимся к категории «безлошадных», т.е. не обеспеченных личным транспортом. Неадекватные водители, грубые кондуктора, «байгующие» между собой маршруты, а также постоянно дорожающий проезд - все это вызывает у населения порой куда большее раздражение и недовольство, чем запреты на митинги, политические процессы и громкие коррупционные скандалы. Перевозчиков у нас принято ругать. Но это не совсем конструктивный подход, ведь годами от него ничего не менялось. По этой причине было бы интересным прислушаться к «той стороне», которая объясняет, почему наш «транспорт для всех» на самом деле пока ни для кого…
Сабит Аманбаев,Союз автотранспортников Казахстана:
"Мы часто видим людей на городских остановках ожидающих автобус, но не знаем как долго им иногда приходится ждать.
Вообще автотранспортом в Казахстане перевозится 95% пассажиров и только в одном Алматы в день перевозится 1,2 млн. пассажиров. В целом, организация пассажирских перевозок – обеспечение своевременного обслуживания автобусов, выезд на маршрут с 6 утра и работа до полуночи в тяжелейших дорожных условиях (особенно в часы пик) 365 дней в году – ответственная и очень сложная задача. И здесь для обеспечения нормальной деятельности, необходимо своевременное финансирование затрат транспортного процесса.
Так как, утвержденная цена за проезд в автобусе не покрывает даже себестоимости перевозок, то законом об автомобильном транспорте предусмотрено, что местная исполнительная власть субсидирует пассажирские перевозки. Для обеспечения этого процесса правительством утверждена Методика расчета тарифов и Правила субсидирования перевозок, согласно которым перевозчики представляют и утверждают свои расчеты, а затем подают ежемесячные отчеты для получения субсидий. Но на деле ряд областей, действуя при распределении бюджета по «остаточному принципу», полностью игнорирует необходимость субсидирования или, как, к примеру происходит в Караганде, финансируют лишь до уровня себестоимости перевозок. Таким образом, местные исполнительные органы демонстрируют отсутствие серьезного аналитического подхода к такому важному вопросу, как пассажирские перевозки. А из за этого повсеместно по стране, при всей своей важной социальной значимости, автомобилисты находятся в тяжелейшей финансовой ситуации, не имея возможности обновлять подвижной состав (автобусный парк страны изношен на 65 %), своевременно проводить техническое обслуживание, привлекать высококвалифицированные кадры и т.п. И закономерное следствие: низкая культура обслуживания; несоблюдение графиков движения и неудовлетворительное санитарно-техническое состояние автобусов.
Наглядный пример об отсутствии анализа и понимания ситуации. На днях, как сообщила региональная газета «Ак жайык», мотивируя негативным влиянием на показатели области(?!), народные избранники маслихата Атырау (видимо, из популистских соображений) утвердили снижение стоимости проезда на автобусе с 60 до 50 тенге, игнорируя при этом представленный аргумент, что такие действия обанкротят автобусное предприятие. К сожалению, такой подход при отсутствии субсидирования действительно ведет к тому, что автопарк остановится.
Или, к примеру, маслихат Южно-Казахстанской области, который подвергая сомнению профессионализм коллег из южной столицы, при идентичных условиях Шымкента, при одинаковых затратах на материалы и запасные части установил этим летом цену проезда 45 тенге против 80 в Алматы. При этом законодатели в Шымкенте, несмотря на срывы маршрутов и требования автомобилистов, не хотят признавать необходимости субсидирования автобусных маршрутов! Из-за этого многие перевозчики с юга едут работать в другие регионы страны, а оставшиеся дома - на грани остановки.
Даже при пересмотренных тарифах иногда сохраняются проблемы. Как к примеру это случилось в Алматы, где увеличили тариф на проезд до 80 тенге (при себестоимости 96 тенге), но перевозчики не вышли из финансовых проблем, так как в городе сохранилась стоимость проездных билетов, определенных из расчета проезда 50 тенге и продажа которых выросла более чем в 2 раза! К тому же для льготников, определенных маслихатом, с начала года оказано услуг более чем на 800 миллионов тенге(!), но эти затраты из городского бюджета да сих пор не компенсированы. В итоге в данный момент перевозчики несут убытки.
К сожалению негативных примеров по всей стране много и везде ситуация требует внимания властей в регионах. Зачастую в областях мотивируют нерешенность вопросов по транспорту, ссылаясь на дефицит средств, но дело не в отсутствии финансов, а в рачительном расходовании. При этом есть и возможности дополнительного наполнения бюджета налогами. К примеру, в том же Алматы при наведении порядка в работе такси из «тени» можно вывести до 90%(!) такси работающих сегодня вне правового поля. Поэтому обращаясь к маслихатам и акиматам, хочется пожелать, чтобы они оперативно решали вопросы, так как безответственная, непродуманная политика подрывает техническую готовность автобусных парков и разоряет автоперевозчиков. Но главное при этом надо помнить, что больше всех в итоге страдает народ, ожидающий на остановке автобус, который может не приехать..."