Без внимания и поддержки
Без внимания и поддержки
Автобусные предприятия, ежедневно обеспечивающие до 99,8% объема всех перевозок пассажиров, имеют особую значимость, поскольку от их успешной работы во многом зависит социально-политическая стабильность в стране.
Начало формы
Любое изменение ситуации, связанное с повышением тарифов на проезд, как правило, создает социальную напряженность. Также дестабилизацией чревато отсутствие надлежащего внимания и господдержки частным автобусным перевозчикам, работающим на социально значимых маршрутах. Что и подтверждается публикациями в центральных и региональных СМИ.
Так, были материалы о неудовлетворительной организации городских автобусных перевозок в Шымкенте. Там 19 июня текущего года открыт муниципальный автопарк. Он уже пополнился 286 автобусами из одной тысячи автотранспортных средств, которые поставят… до конца текущего года. Примечательно, что местные исполнительные органы используют выделенные субсидии не для компенсации затрат частных пассажирских перевозчиков, которые те несут, обслуживая льготников, а для приобретения в лизинг новых автобусов, которые пополнят созданный городским акиматом муниципальный автопарк…
Отмечается, что «новые автобусы пустили параллельно с уже действующими маршрутами», в итоге и сами ходят полупустыми, и частные компании лишили возможности зарабатывать.
Происходящее в Шымкенте характерно для большинства регионов Казахстана. А в корне проблемы лежит не столько стремление акиматов приструнить автобусных частников, настойчиво требующих пересмотра действующих тарифов на проезд, сколько многолетнее неисполнение предусмотренных Законом РК «Об автомобильном транспорте» требований к организации пассажирских автобусных перевозок.
Казалось бы, со стороны уполномоченного органа – Комитета транспорта МИИР РК – и местных исполнительных органов приняты все необходимые нормативно-правовые акты: методика расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам, правила субсидирования за счет бюджетных средств убытков перевозчиков, связанных с осуществлением социально значимых перевозок пассажиров. Однако акиматами, за редким исключением, не обеспечиваются необходимые нормы субсидирования.
Так, в 2017 году местными исполнительными органами было выделено более 2 833,3 млн тенге, при этом пятью акиматами (Шымкента, Актюбинской, Атырауской, Костанайской, Кызылординской областей) субсидий не выделялось вообще, остальные это сделали в небольших объемах.
Через год, несмотря на значительно возросшие суммы субсидий – до 15 070,7 млн тенге, значительная их часть (87,7%) была выделена тремя акиматами (Астаны, Алматы и Карагандинской области), тогда как еще три акимата (Алматинской, Атырауской и Актюбинской областей) не субсидировали ни тенге, остальные изыскивали на эти цели средства в небольших размерах.
Наконец, в нынешнем году при фактически удвоившейся по сравнению с 2018 годом суммой субсидий – до 39 965,4 млн тенге – почти вся она (91,3%) была выделена акиматами двух городов и двух регионов (Алматы, Нур-Султана, Атырауской и Карагандинской областей), остальные же опять уклонились от предоставления субсидий или сделали это в незначительных объемах.
Для чего нужны субсидии, можно показать на таком примере. В Шымкенте установленный тариф за проезд равен 70 тенге, фактические же расходы перевозчиков составляют 160 тенге, в Уральске проездной тариф – 80 тенге, а по факту одна поездка пассажира обходится автопарку в 160–180 тенге. И так по всем регионам республики! За счет чего частным перевозчикам покрывать свои расходы, включая зарплату и покупку топлива, запчастей, материалов, которые год от года дорожают? Между тем акиматы требуют от автопарков еще и обновления транспортных средств!
Что делать частному перевозчику, как выживать?
Ответить на этот вопрос могли бы в Павлодаре, где в 2018 году областным акиматом в показатели субсидий были включены суммы по возмещению затрат для инвалидов, школьников, пенсионеров, студентов. Из 498,5 млн тенге 300 млн пошло на возмещение затрат автопарков по обслуживанию льготников. К сожалению, подобный конструктив скорее исключение…
В 2016–2019 годах Министерством индустрии и инфраструктурного развития был проведен ряд региональных совещаний с участием НПП РК «Атамекен», отраслевых ассоциаций, акиматов и перевозчиков, при этом установлено, что основной причиной неисполнения норм субсидирования со стороны местных исполнительных органов стало отсутствие тарифных комиссий. В связи с этим протокольным решением предложено их создать. Прошло три года, и что же? Тарифные комиссии организованы только при акиматах Алматы, Нур-Султана и Карагандинской области.
В период с 2016 по 2019 год Союзом автотранспортников РК совместно с Союзом транспортников Казахстана «Kazlogistics» неоднократно инициировались общие открытые собрания, в повестке дня которых были рассмотрены вопросы неисполнения местными исполнительными органами норм субсидирования, противодействия нелегальным перевозчикам и создания муниципальных парков. Эти же вопросы обсуждались на заседаниях подкомитета по автомобильному транспорту Комитета логистики и перевозок президиума НПП РК «Атамекен». Затронутые проблемы в разные годы становились предметом разбирательства на совещаниях у заместителя, первого заместителя Премьер-министра, но даже это не заставило акиматы исполнять свои обязанности по субсидированию.
На сегодня в Нур-Султане и Алматы, а также в Акмолинской, Актюбинской, Алматинской и Кызылординской областях имеется по одному, в Восточно-Казахстанской области – два муниципальных автобусных парка (всего в республике их 8).
Открытие автопарков на правах коммунального предприятия осуществляется в соответствии с позицией 187 (Перевозки автобусами) Перечня видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами, более 50% акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированным с ним лицам, утвержденного постановлением Правительства от 28.12.2015 г. № 1095.
Создание муниципальных автопарков, от которых, кстати говоря, в свое время государство избавилось в числе первых, передав их в частные руки, фактически ставит эти предприятия в привилегированное положение в части предоставления им выгодных маршрутов, закупа новых автобусов, субсидий из бюджета. Это прямое нарушение Предпринимательского кодекса РК, которым, в частности, установлено: ограничение или устранение конкуренции, ущемление прав и законных интересов потребителей, а также недобросовестная конкуренция запрещены.
У нас же получается: одним решением государство выводит пассажирские автоперевозки в рыночную среду, другим, когда уже появились частные компании-перевозчики, – создает государственные предприятия.
В целом к решению проблем субсидирования убытков перевозчиков на социально значимых маршрутах, создания муниципальных автопарков и обновления парка частных перевозчиков необходимо подходить комплексно и взвешенно. Соответствующие предложения Союзом транспортников Казахстана «Kazlogistics» направлены в МИИР, НПП «Атамекен».
Так, чтобы улучшить положение дел на рынке автобусных пассажирских перевозок, на наш взгляд, экспертам из Министерства национальной экономики необходимо проанализировать и обосновать поправки в Налоговый кодекс РК в части освобождения автопарков от корпоративного подоходного налога (КПН) и НДС, как это уже сделано в ряде стран ЕАЭС. А Минюсту – подготовить необходимые изменения в законодательство, усиливающие защиту прав автобусных перевозчиков при их взаимоотношениях с местными исполнительными органами, а также обеспечивающие надзор над исполнением акиматами решений Правительства: правил субсидирования пассажирских перевозок, компенсации проезда для льготных категорий населения.
Конец формы
АВТОР:
Канат Мукушев, заместитель генерального директора Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics»
11:02 , 12 Сентября 2019