В Актау развернулась настоящая война между перевозчиками и акиматом
В Актау развернулась настоящая война между перевозчиками и акиматом
Спусковым крючком стали 30 автобусов, которые привезли из Атырау. Взамен старых пазиков по городу пустили современный общественный транспорт. Теперь старые перевозчики судятся с местными властями и не намерены так просто отдавать маршруты новым перевозчикам
Тридцать автобусов марки “Ankai” привезли в Актау в конце января. В акимате города их позиционировали как новые.
Однако чуть позже жители Атырау узнали в “новом” актауском общественном транспорте автобусы, которые почти полтора года колесили по дорогам нефтяной столицы.
У актаусцев сразу возникло множество вопросов к местным властям – тогда акимат поспешил уточнить – они “почти новые”. В дело вмешались даже атырауские власти, которые и объяснили, как автобусы, подаренные городу в 2018 году компанией “Тенгизшевройл”, неожиданно оказались в Актау. Выяснилось, что подарок был передан акимату Атырауской области, а он, в свою очередь, передал автобусы в АО “СПК “Атырау”. Затем в 2019 году эти 30 автобусов у СПК приобрело ТОО “Akzhayik Avtopark” на условиях рассроченного платежа сроком на 4 года. Ежемесячный платеж составлял почти 27,5 миллиона тенге. В прошлом году этот же автопарк купил дополнительно еще 170 автобусов на метановом ходу, кроме того, были построены и автогазозаправочные станции. В середине года пассажиропоток резко снизился из-за введенного карантина. 30 автобусов, закупленных ранее, оказались не у дел, однако платежи за них никто не отменял.
− В перспективе это привело бы к убыткам, ведь нужно было исполнять обязательства по лизингу. Мы стали искать ближайшие рынки и приехали в Актау по приглашению местного акимата. Здесь уже было создано ТОО “Каспий автопарк”. Сначала нам передали в лизинг 18 автобусов, которые закупил Актауский акимат еще в 2020 году. Все увидели, как мы работаем. И тогда атырауский автопарк передал в Актау 30 автобусов, которые всё равно простаивали в Атырау, − рассказал Аслан ЖАКБАЛИЕВ, директор ТОО “Каспий автопарк”.
Эксплуатировать автобусы будут в Актау, а деньги за аренду будут поступать в атырауский автопарк.
− Это поможет автопарку расплатиться с долгами. Автобусы остаются на балансе в городе, и в случае необходимости их можно будет возвратить. Хотя стоит отметить, что сегодня количество автобусов в городе Атырау полностью покрывает потребности в общественном транспорте, − рассказал в социальных сетях директор КГУ “Смарт Атырау” Мирас НСАНБАЕВ.
Сейчас все эти автобусы работают на 5 городских маршрутах. Это не устраивает старых перевозчиков, которые работали на некоторых из них с десяток лет. Они считают, что 18 автобусов, которые пришли в Актау первыми, были предназначены именно для них. Ведь власти много лет обещали помочь с обновлением автопарка.
− Наши маршруты не были определены как социально значимые, по субсидированию также не было решения маслихата, поэтому, когда нам предложили эти 18 автобусов, мы сказали, что, пока не будет решения маслихата, мы их не возьмем в лизинг и не пойдем на такие риски. И тогда нам в акимате популярно объяснили, что раз так, то будут искать других перевозчиков.
Сейчас у нас отжали почти все маршруты. Они должны были эти субсидии дать нам, но вместо этого акимат пригласил перевозчиков из Атырау. То есть, как только субсидии утвердили, все сразу сбежались к кормушке.
Сейчас субсидии составляют 58 тенге за каждого пассажира – это при расчете, что на линии будут и старые, и новые автобусы, общая сумма субсидий составит около 400 миллионов тенге. Но теперь при обновленном автопарке субсидии вырастут до 100 тенге на одного человека, и тогда сумма будет в районе миллиарда тенге. Если бы эти маршруты не были субсидированы, никакой перевозчик со стороны на них бы даже внимания не обратил, − рассказали прежние перевозчики.
Сейчас владелец одного из маршрутов намерен судиться с городским акиматом. Месяц назад его предупредили о том, что он должен уйти с маршрута. Тогда предприниматель обратился в суд. Процесс еще не окончен, но судья экономического суда вынесла определение о том, что владелец маршрута до окончательного решения суда имеет полное право продолжать работу. В результате сейчас на одном и том же маршруте работают одновременно и старый, и новый перевозчик – каждый выводит на линию в среднем по 8 автобусов, которые ходят с почти одинаковым интервалом. При этом водители стараются перехватить друг у друга пассажиров. По словам старого перевозчика, доходит даже до того, что водители выясняют отношения на кулаках. Предприниматель обратился также в прокуратуру и в антикоррупционное ведомство.
В акимате города уточнили – с предпринимателями расторгли контракты из-за неисполнения ими договорных обязательств по обновлению автопарка.
− Кроме того, например, на маршрут № 5 было много нареканий со стороны жителей по интервалу движения, люди ждали автобусы по 30–40 минут. Когда стали выяснять, оказалось, что у самого перевозчика – всего 2 автобуса, а остальные он нанимает со стороны, они постоянно меняются, сам транспорт очень старый. Со слов водителей, которые ему ежедневно платили за то, чтобы выйти на линию, они специально делали такой интервал, чтобы на остановках собиралось как можно больше народу. Мы уведомили перевозчика, но он не хочет тратиться на обновление автопарка. В акимате он так прямо и сказал: будет суд, пусть он продлится месяц или два, я знаю, что всё равно проиграю, потому что у меня старые автобусы, но в это время я всё равно буду зарабатывать деньги. То есть пассажиры их не интересуют, главное – заработать, − сказал в интервью “КАРАВАНУ” Ербол ИЗБЕРГЕНОВ, зам.акима города Актау.
Что касается остальных маршрутов, то, по словам заместителя городского акима, один из перевозчиков ушел с маршрута по доброй воле, написав заявление, а к другому пока претензий нет.
− По маршруту № 2 больших нареканий со стороны населения нет. Автобусы у него старые, но он предоставил нам договор с заводом о том, что покупает 10 автобусов. Завод это подтвердил. В начале мая должны прийти в город новые автобусы. Если предприниматель обновляет свой парк, если нет претензий со стороны жителей, то, пожалуйста, работайте, мы никому не препятствуем, − добавил заместитель акима города.
Пока старые перевозчики борются за право работать, новый перевозчик из Атырау уже планирует обновить всю сеть маршрутов – привлекать будут специалистов из Алматы. Они сделают анализ и выдадут заключение, какие из маршрутов необходимо пересмотреть. Эти заключения вынесут на суд общественности, и только после этого в акимате примут решение.
АКТАУ Автор: Ольга Золотых